?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Театр ушел в отрыв

Все, не трогаем больше религию. Довольно. И вопрос расходования государственных средств на театральные постановки тоже давайте отложим в сторону, это отдельная тема. Очень важная, но все равно отдельная. Сейчас о другом.

Хочу сказать про современный театр как таковой.

Вообще, я не большой знаток театра - сразу признаюсь. Поэтому буду говорить как обычный горожанин, который ходит в театр "по большим праздникам раз в год".

Чаще всего я сталкиваюсь с театром даже не в самом театре, а в разных новостях, анонсах, афишах. И еще в интернете. Кое-что смотрю в записях через интернет. Даже чаще смотрю в записях, чем живьем.

И вот, что мне последнее время показалось...

Выродился театр. Ушел в отрыв.


Нет, классика осталась. Классика осталась классикой. Впрочем, ее я меньше всего смотрю. А вот современные постановки... увы и ах.

Театр оторвался от простого гражданина. Театр выработал какой-то свой язык и этот язык постепенно становится птичьим. Понятным только птицам. То есть самим деятелям театра. Искусствоведам. И какой-то очень узкой театральной тусовке.

Этот язык вырабатывался не один день. Десятилетиями театр нарабатывал свой язык. Но в советский период данный процесс шел едва заметно, неспеша. А вот после того как началась рыночная эпоха, когда театр столкнулся с жесткой конкуренцией со стороны других мест проведения досуга - выработка нового театрального языка понеслась галопом куда-то вдаль.

Театр начал пытаться удивить, сказать и показать что-то такое, чего не скажут и не покажут в кино, чего нет в стрип-барах и других развлекательных заведениях.

И началось... какие-то инсталляции на сцене, безумные декорации, новые приемы, новые подходы...

И вот смотришь какой-нибудь анонс, трейлер, новость с фрагментом спектакля и возникает вопрос - о чем это вообще? Что это за хбз?

И для кого это все?

Для тех, кто ходит в театр каждую неделю?
Для тех, кто живет этим?

То есть для узкого круга "своих"?

Театр перестал быть местом, понятным и доступным для простого зрителя, неискушенного, не знающего "птичий язык" современного театра.

Театр перестал быть местом, где простому зрителю показывают жизненные ситуации, трагичные и комичные, проблемные и победные, показывают так, чтобы было понятно, доступно, чтобы зритель узнавал в героях самого себя.

А если зритель не узнает в героях самого себя, то к чему вообще ходить в театр? Просто смотреть на изыски декораций и необычные режиссерские ходы?

Зачем?

Чтобы посмотреть на фокусы, есть цирк.
Чтобы посмотреть на удивительное, есть кино.

Функция театра, как я ее понимаю, в другом. В том, чтобы зритель увидел в нескольких метрах от себя живого человека - не изображение на экоане, а живого человека - в жизненной ситуации, такой, которая могла случиться с самим зрителем.

Поэтому неестественные декорации и замысловатые режиссерские ходы - это какой-то неправильный театр. Птичий театр. Театр, ушедший в отрыв от простого зрителя. Улетевший в космос.

Не хватает понятного театра.

Чтобы приходить туда в пятницу вечером или в субботу и смотреть жизненные сценки так, словно они происходят с тобой. Прожить маленький кусочек жизни с героями. В кино так нельзя. В кино ты просто зритель, сторонний наблюдатель, несмотря ни на какие высокотехнологичные форматы. А в театре можно почувствовать себя участником. Если, конечно, понимать, что происходит на сцене. Если театр говорит на понятном языке.

Это, конечно, мое мнение. Может быть другим нужен какой-то другой театр. Но я же пишу про себя.

Мне хочется понятного.

И такой театр на самом деле есть.

Есть Гришковец. Есть Квартет И. Смотришь их и все понятно. Это про жизнь. Про нашу жизнь. Это не просто может быть - это бывает. Вот герои, они говорят о понятных вещах, на понятном языке.

А еще... вы будете смеяться, но мне кажется примером театра, возвращающегося к истокам, являются Уральские пельмени. Правда они позиционируются как шоу, но по сути это самый настоящий театр. А то, что они без театрального образования, что у них ляпы в каждой второй сцене, что декорации выглядят очень бутафорскими... так это и есть театр, каким он должен быть.

Театр - это не жизнь, это упрощение жизни, воспроизведение отдельных эпизодов, сюжетов, сцен. И он не должен быть стопроцентно реалистичен. Нишу реалистичности заняло кино, там все доведено до предельно натурального вида, снято, смонтировано и кое-где дорисовано на компьютере.

В театре уже нельзя добиться такой реалистичности как в кино. И не надо гнаться за ним. Пусть театр будет таким, каким и был - с ляпами, с бутафорскими декорациями, с отклеивающимися усами.

Театр - это не жизнь, это пересказ жизни. Пересказ своими словами. Игра.

Театр - это игра. И пусть будет видна эти игра.

Но главное - чтобы это была понятная игра.

Потому что смотришь инода анонс... о чем они?
Про что? Кто это? Что за хбз?

promo amfora june 19, 2016 03:00 365
Buy for 200 tokens
Пора переходить от слов за освобождение Алексея Кунгурова к делам. Первое дело - подача петиции с требованием освободить Алексея и снять с него надуманные обвинения. Петиция размещена здесь. Автор петиции - Сулакшин Степан Степанович, генеральный директор Центра научной политической мысли и…

Comments

( 38 комментариев — Оставить комментарий )
отсутствует
7 апр, 2015 20:18 (UTC)
Ну..Хоть не в запой...Ну...за ОТРЫВ от реальности!
anna_sagaydak
7 апр, 2015 20:24 (UTC)
Та ну... ничего подобного. Видела много очень классных понятных и талантливых постановок. Вот буквально вчера была в театре и сегодня с утра этот спектаклю всё крутится у меня в голове, заставляя снова и снова обдумывать и переживать увиденное. Так что... не согласна.
ulcus_111
7 апр, 2015 20:25 (UTC)
Знаком с артистом одного из самарских театров... Вы удивитесь, но в их среде, Квартет И, оценивается очень очень высоко. И хотя, как он рассказывал, сам он "дятлов" не любит, но из цеховой солидарности, приходилось, ему лично, и за голубей заступаться. Потому что чиновниками, над ними, ставят личных подруг каких нибудь деятелей... Как в фильмах "день выборов и ... немного день радио"
_iam_
7 апр, 2015 20:25 (UTC)
согласен.. очень точно - вижу периодически в постановках как раз желание показать не что-то своё, а что-то другое. лозунг "think different", перенесённый на подмостки

потому и проигрывает.
sarvasvladimir
7 апр, 2015 20:34 (UTC)
Театр - сборище лжецов
и гордецов.

Бог
qwerty2011
7 апр, 2015 20:48 (UTC)
Ну, в общем, все правильно.

"Современное искусство", оно же контртемпорари арт.

Массовый зритель от баночек с говном (пардон) и всего такого прочего шарахается. Все для узкого круга ценителей вских там перформансов и инсталляцый - которые взаимно опыляют друг друга и создают общую атмосферу пузыря. Ну, знаете, как на бирже, только в искусстве.
Вот подборочка:
http://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/samye-neobychnye-hudozhniki-369805/
Это вот "контртемпорари арт" - точно такой же пузырь, как доткомы или американская ипотека.

dragonworldhero
7 апр, 2015 20:51 (UTC)
Надоело про театр. Давайте про сгоревшую подлодку.
erefec_14
7 апр, 2015 21:13 (UTC)
безумные декорации
Вот тут вы как то загнули. В театрах сейчас чаще вовсе нет декораций, точнее, есть одна на все случаи жизни и все постановки. Фокус в том, что её (эту декорацию) таскают из одного угла сцены в другой, благо упираться не надо, механика передвигает.
Уже пару лет вовсе ни ногой...

Edited at 2015-04-07 21:14 (UTC)
nuk18
8 апр, 2015 14:01 (UTC)
Re: безумные декорации
"...уберите из театра евреев, цыган и педерастов, и театр исчезнет". Кто-то неглупый сказал.
И вообще. http://nuk18.livejournal.com/1144635.html
subbotin68
7 апр, 2015 21:44 (UTC)
Согласен с автором, театр должен быть для людей. Но что это значит? Не надо искать новые формы, новые ходы, новое прочтение старых пьес, в конце концов? Кто определит, для людей спектакль или нет? Зритель? Но зритель привык к банальщине! Если худ. ценность спектакля определять кол-вом проданных билетов, театральный процесс остановится. Кто - то всегда должен уходить в отрыв от зрителя, что бы театральный язык развивался...
Приведу пример весьма неоднозначного, скорее даже авангардного спектакля.
Для людей это сделано, или нет? Как думаете? Может стоит его запретить, а то мало ли что там углядят, знаете ли...

thungus
7 апр, 2015 22:12 (UTC)
По поводу реалистичности в кино не согласен. Сплошная фальшь. Сплошная ложь. За редкими неполными исключениями. И плевать на картинки. Тем более, что и они - сплошной лубок в плохом смысле.
lenka65elen
8 апр, 2015 00:49 (UTC)
Ну, что уж, так сразу и в отрыв?
Классику - оперу, балет, оперетту можем и не трогать. Заодним не будем трогать и антрепризу - это вообще скорее театр известных по телевизору актеров.
А вы ходили в театр "Оранжевый апельсин"? А в "Артистическое созвездие? Да и в Музкомедии прекрасные постановки. хотя, оперетта, да это особый жанр.
И в Красном Факеле так же есть обычные постановки без заумностей.
И, говорят, что в Старом Доме много вполне доступных пониманию спектаклей.
Так что отдельные современные постановки еще не понятные, но уже суперсовременные - это просто не менее современные способы обращения к зрителям.
"Танец Дели" в Афанасьевском (ну или можно посмотреть в инете Воропаевскую постановку) - минимум декораций и бутафории, но много жизни. Вроде бы абсолютно не замысловатые сюжеты - но так много глубинных смыслов, заставляющихся задуматься о природе вещей, чувств, эмоций.
Или Вы считаете, что театр - это абсолютная незамысловатость? Это типа для расслабления натруженного мозга?
Уверяю - такие спектакли есть. Называются комедии. Как у Уральских пельменей.
И еще. Сейчас достаточно трудно найти хорошие пьесы для театра - актуальные и современные. Часть ставших уже классическими пьес морально устарели и не интересны. Часть уже пересмотрены на много раз, поэтому в театр за этим идти не интересно.
Так что театр мельчает или нет - это сугубо субъективное восприятие зрителя.
Театр действительно не кино, и не документальные хроники. Его задача - вызвать отклик, эмоции и вскрыть социальные проблемы.
А, уж, проблем в обществе больше чем предостаточно.
Театр жив, хотя возможно и "болен" как все его зрители и само общество.
sovet20
8 апр, 2015 02:13 (UTC)
Если бы вы видели те постановки классики которые он делает, вы бы поняли, в какой отрыв он ушел...
Нет больше места для высокой культуры.
Пошлость и вульгарность.
acnes
8 апр, 2015 02:53 (UTC)
Я очень жалею, что давно не была в театре. Можно сказать, что со школьных лет. Не зовут меня в театр молодые люди, а так бы хотелось посмотреть на что-то живое!
red_nadia
8 апр, 2015 04:07 (UTC)
Право слово, жалеть не о чем! Мат давно не слышали!? Услышите!
Гомосеков не видели? Увидите! И прочую мерзость!
acnes
9 апр, 2015 19:08 (UTC)
хм.. при чем тут гомосеки? не понимаю к чему вы это сказали...

Edited at 2015-04-09 19:09 (UTC)
red_nadia
9 апр, 2015 19:15 (UTC)
А к тому, что, придя в театр, Вы рискуете увидеть черт- те- что!
Онегин с Ленским! Я об этом.
acnes
9 апр, 2015 19:21 (UTC)
хмм... видимо, я реально давно в кинотеатре не была!!!
вы серьезно? все так плохо?
red_nadia
9 апр, 2015 19:42 (UTC)
Ну, даете!
У подруги дочь живет в Штатах, прилетела, хотела сходить в театр, ей посоветовали в Ленком. Говорю, не ходи. Ну, не послушалась. Ушла после первого отделения!
Без темы гомосятства сегодня не обходится практически никто.
Так что не переживайте! В Москве можно спокойно идти только в три театра: к Дорониноц, к Губенко, к Соломину в Малый. Все!
acnes
9 апр, 2015 19:52 (UTC)
А в Санкт-Петербурге что можете посоветовать, а то мне до Москвы далековато!)
red_nadia
9 апр, 2015 20:06 (UTC)
Ох, не знаю. Это у них надо спрашивать.
Да что Вы распереживались? Без нынешних прожить вполне можно без ущерба.
А потом есть элемент их раздетости что ли. Ну, раньше актеры были загадочнее. А теперь он на сцене, а ты думаешь, мол, мерзавец, живешь с двумя женами, публично так. Иль актрисулька, рассказала о размерах чьего- то там мужского достоинства... Смотреть тошно!
acnes
10 апр, 2015 18:44 (UTC)
ну, я стараюсь вообще не вдаваться в подробности чужой личной жизни ни актеров, ни актрисс. Половина из этого фуфло и неправда. Так смысл засорять такой тупой информацией свой мозг... И так проблем своих хватает...
siurel
8 апр, 2015 04:30 (UTC)
А просто самой сходить?
Это же не ресторан, куда без сопровождения не ходят.
acnes
9 апр, 2015 19:07 (UTC)
Это примерно также, как идти в кино одной... грустно.. даже впечатлениями нескем поделиться, получается, не так ли?
pferdinand
8 апр, 2015 03:11 (UTC)
В театре главное-доступность актёров.Если актёр хорошо играет плохого человека,можно подняться на сцену и навешать ему дюлей,как плохому человеку.Если играет плохо-можно навешать ,как плохому актёру.
pod_solnuh
8 апр, 2015 04:00 (UTC)
В этот раз не могу согласиться с автором:) Театр очень разнообразен по жанрам, есть простое, есть сложное. Но это не случайность, "птичий язык" театра, а закономерность для любаой живой системы, развиваясь, усложняться. И люди, пришедшие в театр "на простое", лет через несколько меняют театры, перестают ходить в простые, и переключаются на сложные. Я театрал со стажем, и эту закономерность наблюдала у 100% увлеченных театром людьми. Как можно насильственно "упростить"? Вызвать условного режиссера на ковер, замордовать, ставь мол попроще? Так ведь пришедшие за птичьим языком, сложными образами и ассоциациями, не получат своего и уйдут, а зрители уральских пельменей всё равно пойдут на пельменей, а не в упрощенный театр. Ну и кому это надо? В церкви вон тоже сложно, церковнославянский, ан не упрощают. Кому надо - церковнославянский выучат, а кому не надо - тому не надо, хоть на церковнославянском, хоть на русском, хоть на подонском.


Edited at 2015-04-08 04:03 (UTC)
red_nadia
8 апр, 2015 04:15 (UTC)
Ув.автор! Удивлена ...Сколько, оказывается, креативных зрителей- то!!!
По моим представлениям, в столице три места, куда можно пойти без риска: Доронина, Губенко, Соломин.
Потрясло! Электротеатр Станиславский. Переплюнул всех: актриса мочится прямо на сцене!!! Правда, пояснили, что на полу остается весь спектакль не моча, а вода все- таки, ну, умеют изобразить!
Гомосеки и лесбиянки, сношения и извращения, мат- перемат... Без этого наши креативные не мыслят для нас. А мы? А мы хаваем, еще и потом с умным видом обсуждаем, рассуждаем...
А ведь нас ОПУСКАЮТ!!!
sociopattt
8 апр, 2015 04:27 (UTC)
Разве только театр?
Он лишь подтверждает общий уровень деградации общества.
Куда не кинь взглядом, везде один и тот же спектакль "РАЗРУХА"
siurel
8 апр, 2015 04:33 (UTC)
Разруха он в головах. Прежде всего. А головах она потому, что реальность противоречит тому, чего многие бы хотели.
И от этого круговорота руки опускаются.
Александр Харитонов
8 апр, 2015 04:37 (UTC)
вопрос не в том, куда "отрывается" театр, а почему...
...кто-то и куда-то пытается увести "общественное мнение" (в просторечье - моральные УСТОИ).
Я совершенно не оригинален: ничего более нового, чем яростно отвергаемую этим самым общественным мнением ТЕОРИЮ ЗАГОВОРА, на мой взгляд, объясняющую сию коллизию более чем внятно, не предлагаю.
В отношении метаний креативной "творческой интеллигенции", озабоченной широким признанием в виде престижных премий, лауреатских званий, или хотя бы каких-нибудь жалких грантов "на развитие культуры" - рекомендую внимательно прочитать серию КРАСНАЯ КАБАЛЛА известного "искусствоведа" Георгия Климова.
После этого вопросы о театральных художествах из новосибирского "Танганейзера", а также реагирования на них, сами собой отпадают.

Edited at 2015-04-08 04:43 (UTC)
Александр Харитонов
8 апр, 2015 05:13 (UTC)
Reзюме: кто платит, тот и заказывает музыку.
Разумеется, на дворе - кризис: нет актуальных современных пьесс для театра, тем более оперных или балетных либретто, вкупе с соответствующей музыкой. Но гораздо более НЕ ХВАТАЕТ зрителя, с интересом и удовольствием готового выложить в окошечко театральной кассы трёх- или даже четырехзначную сумму за пару билетов.
И дело не столько в финансовой обеспеченности населения, сколько в уровне его "культурных" потребностей и приоритетов. Формируемых через наше грантососное образование, телевидение и прочие медиасферы.
Скажите мне пожалуйста, кто и где рассказывает нашим "недорослям", то есть юнцам и девицам отроческого возраста о понятиях ДОБРА и ЗЛА ?
Как коррелируются компьютерные игры-страшилки и стрелялки с заповедью "не убий"?
Кстати говоря, именно в противовес этой норме, сто лет назад некто Фрейд развивал теорию "враждебного внедрения", снимающую моральный запрет на аборты - убийства живых, хотя ещё и нерожденных собственных детей... Ради победоносного шествия канкана на мировых сценах.

Edited at 2015-04-08 05:28 (UTC)
slvrshadow
8 апр, 2015 05:04 (UTC)
"Пельмени" - это ж водевиль! :)
А вот про наш, самарский театр драмы скажу - близок он к народу, и разговаривает со зрителем вполне понятным языком. Есть у нас и авангардные группы/труппы, но классика всегда в моде. При этом не классикой единой жив тот же драмтеатр, ставят в нём и произведения современных авторов. Актёры играют хорошо! За театральную Самару я спокоен.
paskin
8 апр, 2015 05:39 (UTC)
Если от одной театральной постановки в периферийном театре всю страну колбасит уже месяц - слухи о смерти театра сильно преувеличены.
warikap
8 апр, 2015 05:50 (UTC)
Театр и спектакль-это явления разные,лишь пересекающиеся территориально.
Театр существует для театралов-высокомерной публики,приходящей не смотреть спектакль,а участвовать в таинстве.Для них главное,чтобы их появление было замечено другими театралами.
Спектакль существует для театральных критиков.Они делятся на тех,кому билет преподносят бесплатно(они пишут положительные рецензии) и тех,кто покупает билет сам(они устраивают разнос,если им не заплатят).
Для всех прочих существует буфет.
antifu1
8 апр, 2015 05:54 (UTC)
Нет уже никакого искусства. Исключительно рынок. Авторами современного направления в театре являются герцог Бриджуотерский и король Ф ранции Людовик 17.В свою очередь автором сих авторов является Сэмюэль Ленгхорн Клеменс. Они первыми поставили выдающийся спектакль под названием " Королевский жираф". В настоящее время направлению Королевский жираф подвержено почти все искусство. Рынок с сэр.
rvvvvr
8 апр, 2015 09:29 (UTC)
Театр ушел в отрыв - давным давно, и вместе с публикой...
Весь этот день герцог с королем возились не покладая рук: устраивали сцену, вешали занавес, натыкали свечей вместо рампы; а вечером мы и мигнуть не успели, как зал был битком набит мужчинами. Когда больше уже нельзя было втиснуться ни одному человеку, герцог бросил проверять билеты, обошел здание кругом и поднялся на сцену. Там он стал перед занавесом и произнес коротенькую речь: сначала похвалил трагедию, сказал, будто она самая что ни на есть занимательная, и пошел дальше распространяться насчет трагедии и Эдмунда Кина Старшего, который в ней исполняет самую главную роль; а потом, когда у всех зрителей глаза разгорелись от любопытства, герцог поднял занавес, и король выбежал из-за кулис на четвереньках, совсем голый; он был весь кругом размалеван разноцветными полосами и сверкал, как радуга. Ну, обо всем остальном и говорить не стоит — сущая чепуха, а все-таки очень было смешно. Публика чуть не надорвалась от смеха; а когда король кончил прыгать и ускакал за кулисы, зрители хлопали, кричали, хохотали и бесновались до тех пор, пока он не вернулся и не проделал всю комедию снова, да и после того его заставили повторить все сначала. Тут и корова не удержалась бы от смеха, глядя, какие штуки откалывает наш старый дурак.
Потом герцог опустил занавес, раскланялся перед публикой и объявил, что эта замечательная трагедия будет исполнена только еще два раза, по случаю неотложных гастролей в Лондоне, где все билеты на предстоящие спектакли в театре «Друри-Лэйн» уже запроданы; потом опять раскланялся и сказал, что если почтеннейшая публика нашла представление занятным и поучительным, то ее покорнейше просят рекомендовать своим знакомым, чтобы и они пошли посмотреть.Человек двадцать закричали разом:
— Как, да разве уже кончилось? Разве это все?
Герцог сказал, что все. Тут-то и начался скандал. Подняли крик: «Надули!» — обозлившись, повскакали с мест и полезли было ломать сцену и бить актеров. Но тут какой-то высокий осанистый господин вскочил на скамейку и закричал:
— Погодите! Только одно слово, джентльмены!
Они остановились послушать.
— Нас с вами надули — здорово надули! Но мы, я думаю, не желаем быть посмешищем всего города, чтоб над нами всю жизнь издевались. Вот что: давайте уйдем отсюда спокойно, будем хвалить представление и обманем весь город! Тогда все мы окажемся на равных правах. Так или нет?
— Конечно, так! Молодец судья! — закричали все в один голос.
— Ладно, тогда ни слова насчет того, что нас с вами надули. Ступайте домой и всем советуйте пойти посмотреть представление.
На другой день по всему городу только и было разговоров, что про наш замечательный спектакль.

Edited at 2015-04-08 09:31 (UTC)
(Анонимно)
8 апр, 2015 09:57 (UTC)
Искуссво, конечно,- вещь тонкая. Но кушать хочется всегда. Рецепт счастья прост как суп из топора. Гоните порнуху на христианские темы- и прславитесь на всю страну. Вон уже -Украина в курсе. Давно хотела спросит. Не планирует ли звёздный театр сбацать эдакое про Аллаха?
gekssagon
8 апр, 2015 14:56 (UTC)
культура
цель театра-выявление и тонкое обличение людских пороков. ТОНКОЕ. какие пороки тонко выявляет Тангейзер, показывая Спасителя на месте половых органов на сцене? это их чистой воды пропаганда пороков и низведение Спасителя от страстей до уровня самих страстей. +безсилие церковной иерархии этому противостоять. в восточных странах за такое публичное кощунство режика просто порвали бы. а христиане стали толерантны, то есть безсильны. жидовствующие просто нагло издеваются, чувствуя свою власть.

Вот скажите, человек, вы хотели бы видеть любого своего близкого человека, например своего отца, в таком развороте ног женщины в своей парадной? хотел бы вас назвать по имени, но не смогу.
( 38 комментариев — Оставить комментарий )

Календарь

Август 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Custom-text

Тэги

Разработано LiveJournal.com