?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Театр ушел в отрыв

Все, не трогаем больше религию. Довольно. И вопрос расходования государственных средств на театральные постановки тоже давайте отложим в сторону, это отдельная тема. Очень важная, но все равно отдельная. Сейчас о другом.

Хочу сказать про современный театр как таковой.

Вообще, я не большой знаток театра - сразу признаюсь. Поэтому буду говорить как обычный горожанин, который ходит в театр "по большим праздникам раз в год".

Чаще всего я сталкиваюсь с театром даже не в самом театре, а в разных новостях, анонсах, афишах. И еще в интернете. Кое-что смотрю в записях через интернет. Даже чаще смотрю в записях, чем живьем.

И вот, что мне последнее время показалось...

Выродился театр. Ушел в отрыв.


Нет, классика осталась. Классика осталась классикой. Впрочем, ее я меньше всего смотрю. А вот современные постановки... увы и ах.

Театр оторвался от простого гражданина. Театр выработал какой-то свой язык и этот язык постепенно становится птичьим. Понятным только птицам. То есть самим деятелям театра. Искусствоведам. И какой-то очень узкой театральной тусовке.

Этот язык вырабатывался не один день. Десятилетиями театр нарабатывал свой язык. Но в советский период данный процесс шел едва заметно, неспеша. А вот после того как началась рыночная эпоха, когда театр столкнулся с жесткой конкуренцией со стороны других мест проведения досуга - выработка нового театрального языка понеслась галопом куда-то вдаль.

Театр начал пытаться удивить, сказать и показать что-то такое, чего не скажут и не покажут в кино, чего нет в стрип-барах и других развлекательных заведениях.

И началось... какие-то инсталляции на сцене, безумные декорации, новые приемы, новые подходы...

И вот смотришь какой-нибудь анонс, трейлер, новость с фрагментом спектакля и возникает вопрос - о чем это вообще? Что это за хбз?

И для кого это все?

Для тех, кто ходит в театр каждую неделю?
Для тех, кто живет этим?

То есть для узкого круга "своих"?

Театр перестал быть местом, понятным и доступным для простого зрителя, неискушенного, не знающего "птичий язык" современного театра.

Театр перестал быть местом, где простому зрителю показывают жизненные ситуации, трагичные и комичные, проблемные и победные, показывают так, чтобы было понятно, доступно, чтобы зритель узнавал в героях самого себя.

А если зритель не узнает в героях самого себя, то к чему вообще ходить в театр? Просто смотреть на изыски декораций и необычные режиссерские ходы?

Зачем?

Чтобы посмотреть на фокусы, есть цирк.
Чтобы посмотреть на удивительное, есть кино.

Функция театра, как я ее понимаю, в другом. В том, чтобы зритель увидел в нескольких метрах от себя живого человека - не изображение на экоане, а живого человека - в жизненной ситуации, такой, которая могла случиться с самим зрителем.

Поэтому неестественные декорации и замысловатые режиссерские ходы - это какой-то неправильный театр. Птичий театр. Театр, ушедший в отрыв от простого зрителя. Улетевший в космос.

Не хватает понятного театра.

Чтобы приходить туда в пятницу вечером или в субботу и смотреть жизненные сценки так, словно они происходят с тобой. Прожить маленький кусочек жизни с героями. В кино так нельзя. В кино ты просто зритель, сторонний наблюдатель, несмотря ни на какие высокотехнологичные форматы. А в театре можно почувствовать себя участником. Если, конечно, понимать, что происходит на сцене. Если театр говорит на понятном языке.

Это, конечно, мое мнение. Может быть другим нужен какой-то другой театр. Но я же пишу про себя.

Мне хочется понятного.

И такой театр на самом деле есть.

Есть Гришковец. Есть Квартет И. Смотришь их и все понятно. Это про жизнь. Про нашу жизнь. Это не просто может быть - это бывает. Вот герои, они говорят о понятных вещах, на понятном языке.

А еще... вы будете смеяться, но мне кажется примером театра, возвращающегося к истокам, являются Уральские пельмени. Правда они позиционируются как шоу, но по сути это самый настоящий театр. А то, что они без театрального образования, что у них ляпы в каждой второй сцене, что декорации выглядят очень бутафорскими... так это и есть театр, каким он должен быть.

Театр - это не жизнь, это упрощение жизни, воспроизведение отдельных эпизодов, сюжетов, сцен. И он не должен быть стопроцентно реалистичен. Нишу реалистичности заняло кино, там все доведено до предельно натурального вида, снято, смонтировано и кое-где дорисовано на компьютере.

В театре уже нельзя добиться такой реалистичности как в кино. И не надо гнаться за ним. Пусть театр будет таким, каким и был - с ляпами, с бутафорскими декорациями, с отклеивающимися усами.

Театр - это не жизнь, это пересказ жизни. Пересказ своими словами. Игра.

Театр - это игра. И пусть будет видна эти игра.

Но главное - чтобы это была понятная игра.

Потому что смотришь инода анонс... о чем они?
Про что? Кто это? Что за хбз?

promo amfora june 19, 2016 03:00 375
Buy for 200 tokens
Пора переходить от слов за освобождение Алексея Кунгурова к делам. Первое дело - подача петиции с требованием освободить Алексея и снять с него надуманные обвинения. Петиция размещена здесь. Автор петиции - Сулакшин Степан Степанович, генеральный директор Центра научной политической мысли и…

Comments

( 38 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
отсутствует
7 апр, 2015 20:18 (UTC)
Ну..Хоть не в запой...Ну...за ОТРЫВ от реальности!
anna_sagaydak
7 апр, 2015 20:24 (UTC)
Та ну... ничего подобного. Видела много очень классных понятных и талантливых постановок. Вот буквально вчера была в театре и сегодня с утра этот спектаклю всё крутится у меня в голове, заставляя снова и снова обдумывать и переживать увиденное. Так что... не согласна.
ulcus_111
7 апр, 2015 20:25 (UTC)
Знаком с артистом одного из самарских театров... Вы удивитесь, но в их среде, Квартет И, оценивается очень очень высоко. И хотя, как он рассказывал, сам он "дятлов" не любит, но из цеховой солидарности, приходилось, ему лично, и за голубей заступаться. Потому что чиновниками, над ними, ставят личных подруг каких нибудь деятелей... Как в фильмах "день выборов и ... немного день радио"
_iam_
7 апр, 2015 20:25 (UTC)
согласен.. очень точно - вижу периодически в постановках как раз желание показать не что-то своё, а что-то другое. лозунг "think different", перенесённый на подмостки

потому и проигрывает.
sarvasvladimir
7 апр, 2015 20:34 (UTC)
Театр - сборище лжецов
и гордецов.

Бог
qwerty2011
7 апр, 2015 20:48 (UTC)
Ну, в общем, все правильно.

"Современное искусство", оно же контртемпорари арт.

Массовый зритель от баночек с говном (пардон) и всего такого прочего шарахается. Все для узкого круга ценителей вских там перформансов и инсталляцый - которые взаимно опыляют друг друга и создают общую атмосферу пузыря. Ну, знаете, как на бирже, только в искусстве.
Вот подборочка:
http://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/samye-neobychnye-hudozhniki-369805/
Это вот "контртемпорари арт" - точно такой же пузырь, как доткомы или американская ипотека.

dragonworldhero
7 апр, 2015 20:51 (UTC)
Надоело про театр. Давайте про сгоревшую подлодку.
erefec_14
7 апр, 2015 21:13 (UTC)
безумные декорации
Вот тут вы как то загнули. В театрах сейчас чаще вовсе нет декораций, точнее, есть одна на все случаи жизни и все постановки. Фокус в том, что её (эту декорацию) таскают из одного угла сцены в другой, благо упираться не надо, механика передвигает.
Уже пару лет вовсе ни ногой...

Edited at 2015-04-07 21:14 (UTC)
nuk18
8 апр, 2015 14:01 (UTC)
Re: безумные декорации
"...уберите из театра евреев, цыган и педерастов, и театр исчезнет". Кто-то неглупый сказал.
И вообще. http://nuk18.livejournal.com/1144635.html
subbotin68
7 апр, 2015 21:44 (UTC)
Согласен с автором, театр должен быть для людей. Но что это значит? Не надо искать новые формы, новые ходы, новое прочтение старых пьес, в конце концов? Кто определит, для людей спектакль или нет? Зритель? Но зритель привык к банальщине! Если худ. ценность спектакля определять кол-вом проданных билетов, театральный процесс остановится. Кто - то всегда должен уходить в отрыв от зрителя, что бы театральный язык развивался...
Приведу пример весьма неоднозначного, скорее даже авангардного спектакля.
Для людей это сделано, или нет? Как думаете? Может стоит его запретить, а то мало ли что там углядят, знаете ли...

thungus
7 апр, 2015 22:12 (UTC)
По поводу реалистичности в кино не согласен. Сплошная фальшь. Сплошная ложь. За редкими неполными исключениями. И плевать на картинки. Тем более, что и они - сплошной лубок в плохом смысле.
lenka65elen
8 апр, 2015 00:49 (UTC)
Ну, что уж, так сразу и в отрыв?
Классику - оперу, балет, оперетту можем и не трогать. Заодним не будем трогать и антрепризу - это вообще скорее театр известных по телевизору актеров.
А вы ходили в театр "Оранжевый апельсин"? А в "Артистическое созвездие? Да и в Музкомедии прекрасные постановки. хотя, оперетта, да это особый жанр.
И в Красном Факеле так же есть обычные постановки без заумностей.
И, говорят, что в Старом Доме много вполне доступных пониманию спектаклей.
Так что отдельные современные постановки еще не понятные, но уже суперсовременные - это просто не менее современные способы обращения к зрителям.
"Танец Дели" в Афанасьевском (ну или можно посмотреть в инете Воропаевскую постановку) - минимум декораций и бутафории, но много жизни. Вроде бы абсолютно не замысловатые сюжеты - но так много глубинных смыслов, заставляющихся задуматься о природе вещей, чувств, эмоций.
Или Вы считаете, что театр - это абсолютная незамысловатость? Это типа для расслабления натруженного мозга?
Уверяю - такие спектакли есть. Называются комедии. Как у Уральских пельменей.
И еще. Сейчас достаточно трудно найти хорошие пьесы для театра - актуальные и современные. Часть ставших уже классическими пьес морально устарели и не интересны. Часть уже пересмотрены на много раз, поэтому в театр за этим идти не интересно.
Так что театр мельчает или нет - это сугубо субъективное восприятие зрителя.
Театр действительно не кино, и не документальные хроники. Его задача - вызвать отклик, эмоции и вскрыть социальные проблемы.
А, уж, проблем в обществе больше чем предостаточно.
Театр жив, хотя возможно и "болен" как все его зрители и само общество.
sovet20
8 апр, 2015 02:13 (UTC)
Если бы вы видели те постановки классики которые он делает, вы бы поняли, в какой отрыв он ушел...
Нет больше места для высокой культуры.
Пошлость и вульгарность.
acnes
8 апр, 2015 02:53 (UTC)
Я очень жалею, что давно не была в театре. Можно сказать, что со школьных лет. Не зовут меня в театр молодые люди, а так бы хотелось посмотреть на что-то живое!
red_nadia
8 апр, 2015 04:07 (UTC)
Право слово, жалеть не о чем! Мат давно не слышали!? Услышите!
Гомосеков не видели? Увидите! И прочую мерзость!
(без темы) - acnes - 9 апр, 2015 19:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - red_nadia - 9 апр, 2015 19:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - acnes - 9 апр, 2015 19:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - red_nadia - 9 апр, 2015 19:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - acnes - 9 апр, 2015 19:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - red_nadia - 9 апр, 2015 20:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - acnes - 10 апр, 2015 18:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - siurel - 8 апр, 2015 04:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - acnes - 9 апр, 2015 19:07 (UTC) - Развернуть
pferdinand
8 апр, 2015 03:11 (UTC)
В театре главное-доступность актёров.Если актёр хорошо играет плохого человека,можно подняться на сцену и навешать ему дюлей,как плохому человеку.Если играет плохо-можно навешать ,как плохому актёру.
pod_solnuh
8 апр, 2015 04:00 (UTC)
В этот раз не могу согласиться с автором:) Театр очень разнообразен по жанрам, есть простое, есть сложное. Но это не случайность, "птичий язык" театра, а закономерность для любаой живой системы, развиваясь, усложняться. И люди, пришедшие в театр "на простое", лет через несколько меняют театры, перестают ходить в простые, и переключаются на сложные. Я театрал со стажем, и эту закономерность наблюдала у 100% увлеченных театром людьми. Как можно насильственно "упростить"? Вызвать условного режиссера на ковер, замордовать, ставь мол попроще? Так ведь пришедшие за птичьим языком, сложными образами и ассоциациями, не получат своего и уйдут, а зрители уральских пельменей всё равно пойдут на пельменей, а не в упрощенный театр. Ну и кому это надо? В церкви вон тоже сложно, церковнославянский, ан не упрощают. Кому надо - церковнославянский выучат, а кому не надо - тому не надо, хоть на церковнославянском, хоть на русском, хоть на подонском.


Edited at 2015-04-08 04:03 (UTC)
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 38 комментариев — Оставить комментарий )

Календарь

Декабрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Тэги

Разработано LiveJournal.com