?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Школа после школы

Когда я учился в школе, мы хотели стать... нет, не буду говорить за всех. Пусть каждый ответит за себя. Лично я последовательно прошел увлечение астрономией, физикой, химией, радиоэлектроникой и в итоге остановился на вычислительной технике.

И я бы не сказал, что мои увлечения были чем-то особенным и необычным для того времени, на которое пришлись мои школьные годы.

Моим любимым журналом начиная со средних классов была Техника молодежи. Еще была Наука и Жизнь, но она казалось слишком заумной и я ее никогда не прочитывал до конца. А ТМ - практически целиком. Особенно, конечно, фантастические рассказы, которые публиковались в конце каждого номера. Артур Кларк, Роберт Шекли, другие зарубежные писатели, которых в книжном магазине в советское время не всегда можно было найти.

Казалось бы, при чем здесь журналы и школа?


Да при том, что школа в широком смысле - это не только заведение, в которое дети приходят чтобы отсидеть уроки и вернуться домой.

Школа в широком смысле - это весь период обучения, который начинается с первого звонка и продолжается всю жизнь.

Просто школа состоит из разных частей - из обязательной программы, которую все должны отсидеть на уроках с первого по одиннадцатый класс и внешкольного образования, которое в свою очередь делится на разного рода кружки и секции, а также на самостоятельную подготовку, которая... которая как раз и начинается на страницах журналов, на экранах телевизоров и в кино.

И внешкольная программа не менее, а даже более важна. Потому что именно она формирует будущее человека. Обязательная программа - это общее место. Через нее проходят все - и будущий инженер и будущий продавец и будущая актриса и будущая... не поступившая в театральное актриса. И вот именно от внешкольная программы, которая у всех отличается, зависит то, кем станет человек.

Ходил после школы в радиокружок - стал инженером, программистом. Фарцевал импортными кассетами и джинсами - стал бизнесменом. Ходила в балетную или театральную школу - стала актрисой. Ходила тусоваться по хатам... приехала потом в Москву поступать и не поступила...

Та же фарцовка, к примеру, это тоже школа. Школа торговли. Начал с импортной жвачки, продолжил джинсами и видеомагнитофонами, потом кооператив, потом приватизация, потом сел на госзаказы, офшоры и так далее. А научился механизму прибыльной торговли именно на заднем дворе. Купил подешевле - продал подороже. Кинул лоха, нашел себе крышу из крепких ребят, занимающихся в спортивной школе - принцип усвоил, после школы готов продолжать.

Дестять лет в балетной школе, по несколько часов в день у станка - и вот в двадцать лет девушка умеет красиво танцевать. Может в театральное поступить.

А если пойти по другому пути - годика два поболтаться по хатам, найти себе успешного мальчика среди фарцовщиков, потом или он тебя бросит или ты его, как повезет, найдешь другого, побогаче... не получилось - увы, а если повезло - можно нигде не работать и при этом иметь шубохранилище, модный салон и что-нибудь еще.

Обязательная школьная программа - только часть школы. Тоже важная, но лишь часть. А самое интересное начинается после уроков. Или вместо них. Самая главная школа начинается за пределами того здания, которое называется школой. Главная школа - она в кино, в журналах, в телевизоре и... на заднем дворе.

А как понять, чему будут учиться дети за пределами школы? Радиоделу, программированию или фарцовке? Театру и балету, дизайну одежды или тверку, флирту и пикапу?

Увлечения детей определяются тем, что считается современным, модным и успешным в обществе.

Вот полетел в космос Гагарин - вся страна заболела космонавтикой. Заболела в хорошем смысле. Понятно, что стать космонавтами могли единицы. Но прикоснуться к космосу хотели все. Отсюда и космическая фантастика в каждом номере Техники молодежи, отсюда и популярность этого журнала, отсюда и такие мультфильмы как Тайна третьей планеты. И Гостья из будущего. И другие приключения Алисы Селезневой.

А когда дочитывался рассказ в Технике молодежи, можно было переходить к остальным статьям. А там химия, физика, астрономия, радиоэлектроника...

И кто-то шел в кружок авиамоделирования, в технический спорт, в авиаклуб... и некоторые в итоге действительно становились космонавтами. А кто-то оставался простым пилотом. Простым конструктором. Простым программистом. Но они тоже были нужны.

А толчком для миллионов советских детей был именно космос. Гагарин, Королев, Леонов, Титов.

Однако был в позднем СССР и другой толчок. И этим другим толчком был дефицит. Это был толчок для фарцовщиков, которые могли безо всяких многолетних посещений кружков и секций становиться вполне успешными и состоятельными среди сверстников, могли открывать свой "космос", прямо на земле. Тоже своего рода космос, только очень земной. Но тоже очень привлекательный.

А поскольку "земной космос" на фарцовке и в кооперативах достигался гораздо быстрее, надежнее и с меньшими усилиями, во всяком случае так было в 80-е - этот "земной космос" фарцовки и кооперативного движения в конце-концов победил.

При этом оба космоса - и тот, который порождал миллионы инженеров, и тот, который порождал миллионы бизнесменов - оба были результатом государственной политики.

Просто один космос государство создавало официально, запуском спутника, полетом Гагарина, станцией Мир, публикациями в Технике молодежи, мультфильмом про Тайны третьей планеты, приключениями Алисы Селезневой.

А второй космос возник в результате ошибок плановой экономики, которая породила дефицит и открыла для молодежи кривую дорожку к "космосу на земле".

Но при этом все это была школа.

Только это была школа за пределами школьного здания, после обязательных уроков. А иногда и вместо них.

Но именно эта "школа за пределами школы" - самая главная, формирующая дальнейшие занятия и образ жизни человека. Потому что обязательная школьная программа - это общее место. Ее в большинстве случаев просто "отсиживают". На уроках большинство материала влетает в одно ухо и тут же вылетает в другое.

А то, что происходит после уроков, за пределами школы - это сознательный выбор человека. Это то, к чему стремится человек. И этот "внешкольный" материал человек усваивает на порядок быстрее и эффективнее обязательной программы.

А главное - общеобразовательная школа заканчивается на одиннадцатом классе. А внешкольная программа продолжается всю жизнь.

И от того, чем дети сегодня увлекаются за пределами школы, зависит то, какой завтра будет наша страна. Потому что именно они будут строить и менять страну.

Живой пример - Украина. На протяжении 20 лет часть украинских детей увлекалась "бандеровской зарницей" в лагерях на западе страны. А когда эти дети выросли, они изменили страну. Как они ее изменили - мы прекрасно видим в новостях. А научились они этому в школе. И не столько на обязательных уроках, которые "в одно ухо влетали, из другого вылетали", сколько после них. После школы. На каникулах, на заднем дворе, в летних лагерях.

Будущее страны формируется в первую очередь в той школе, которая находится на заднем дворе.

Если дети во дворе собираются играть в тимуровцев - они потом запустят ракеты в космос и их дети будут играть в космонавтов.

А если дети во дворе торгуют друг с другом импортными кассетами и джинсами, потому что это круто, это дефицит, это признак успеха, это "космос на земле" - завтра эти дети будут торговать друг с другом заводами, лесами, землей, будут кидать лохов, пилить бюджет и делить между собой страну.

Это не значит, что обязательная часть школьной программы не важна. Она тоже важна. Но это лишь часть школы. Это только вершина айсберга, который называется образованием. Но несет-то айсберг не вершина. Несет айсберг течение, которое толкает подводную часть.

Поэтому можете не писать, кем вы хотели стать, когда учились в школе. Это уже не так важно. Это уже история. Дела давно минувших дней.

Напишите лучше, чем ваши дети сегодня занимаются на заднем дворе.

Потому что именно в этих занятиях кроется ответ на вопрос, какой через 20 лет будет наша страна.

promo amfora june 19, 2016 03:00 365
Buy for 200 tokens
Пора переходить от слов за освобождение Алексея Кунгурова к делам. Первое дело - подача петиции с требованием освободить Алексея и снять с него надуманные обвинения. Петиция размещена здесь. Автор петиции - Сулакшин Степан Степанович, генеральный директор Центра научной политической мысли и…

Comments

( 58 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
smutyanov2
23 май, 2015 11:32 (UTC)
Увы, но вынужден признать.
Какой счастья, что в вашем школьном поколении не было персональных компьютеров. Вы тогда читали. А сейчас дети поголовно играют. Тупеют.
Надо честно признать, что чтение книг, сильнее двигает мировоззрение и образование человека.
Компьютер отупляет детей. Он не создает базу данных в его голове. На это способна только книга.
geernick
23 май, 2015 12:13 (UTC)
Да, мой сын, в отличии от меня, читать не любит. Оказывается - это до тех пор, пока человек не встретил книгу, которая его действительно заинтересовала. Полгода назад это случилось - я подсунул ему книгу, которая произвела на него ..хмм.. впечатление. Очень сильное впечаиление. Однако читать он больше не стал, мне надо искать очередную книгу, которая его потрясет.

Вместе с тем я не поддержу вашу анафему в адрес компьютерных игр. В них надо разбираться. Их нужно знать. Компьютерная игра - та же книга или фильм. Могут сделать тебя лучше, а могут (и таких большинство, как и вообще в искусстве) быть источником распространения пороков. Просто надо иметь мозг, и следить, чем занимается дитё.
(без темы) - pan_inspector - 23 май, 2015 12:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - karpion - 23 май, 2015 14:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pan_inspector - 23 май, 2015 12:45 (UTC) - Развернуть
turbolunokhod
23 май, 2015 11:32 (UTC)
Образование и воспитание - это разные вещи .Образование - это вложение знаний , а воспитание -это работа с инстинктами (вредные убрать ,нужные развить) и формирование мировоззрения человека .И ,конечно ,для лучше иметь в стране какую-то ПОЗИТИВНУЮ идеологию .

А воспитание на базе негативной идеологии - это Украина .И там таки-да ,целое поколение таких выросло .Что с ними потом делать - фиг его знает ?
amfora
23 май, 2015 12:46 (UTC)
Образование и воспитание - это двуединый процесс.
Нельзя сделать человека образованным, не воспитывая его.
Любые механически передаваемые знания вылетят моментально, если у человека не возникнет культуры использования этих знаний, культуры их сохранения и преумножения, культуры обмена знаниями.
И воспитание - это совсем не работа с инстинктами.
Работа с инстинктами - это дрессировка.
(без темы) - turbolunokhod - 23 май, 2015 12:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - amfora - 23 май, 2015 14:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - turbolunokhod - 23 май, 2015 14:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - siurel - 23 май, 2015 15:05 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
23 май, 2015 11:44 (UTC)
нету в школах задних дворов - есть передовая...
То есть должна быть передовая линия фронта за "наше будущее".
Только опять-таки НАШЕ, то есть именно то понятие, которое традиционно подразумевается код этим словом, как-то незаметно практически исчезло.
Наше - это то, что общее у нас у всех. Общие беды ? Нет, от бед каждый стремится обособиться, причём индивидуально. Радости ? Тоже нет. Какие такие общие радости, когда мы им радовались все вместе, захлебываясь от такого счастья ? Пожалуй, у старшего поколения, ещё есть хотя бы общие воспоминания о былом единстве, а вот уже современные школьники обосблены друг от друга (в общей своей массы) поголовно.
amfora
23 май, 2015 14:32 (UTC)
Re: нету в школах задних дворов - есть передовая...
Маятник качнулся в обратную сторону. После 70 лет строительства общей страны мы впали в обратную крайность и принялись строить частные хозяйства. Теперь у нас все отдельно. Потому и современные школьники обособлены друг от друга. Но если маятник качнулся в одну сторону, он через некоторое время пойдет и в другую.
red_nadia
23 май, 2015 12:05 (UTC)
Моя жизнь кончилась...Дочь пошла в школу!
Я честно отучилась с ней до института.
Но не каждая мама способна на это.
И потому многие дети колются, нюхают ( из неплохих семей) иль просто валяют дурака. В школе теперь тоже рынок!
Капитализм!
amfora
23 май, 2015 14:43 (UTC)
Государство и школа как один из институтов государства перестали заниматься воспитанием молодежи. Фрагменты системы еще остались, но целостной системы воспитания больше нет. Поэтому теперь все зависит от родителей. Кто находит время и силы заниматься с детьми - тот добьется результата, а кто погружен в работу или бизнес (а таких сейчас большинство) - у тех дети будут предоставлены сами себе. Сами себе и многочисленным искушениям современного мира.
И да, это капитализм. Либеральное государство. Хочешь воспитывать детей - воспитывай их сам. Воспитывай и за все плати.
(Удалённый комментарий)
amfora
23 май, 2015 14:45 (UTC)
И в смартфоны тоже...
mousemaster2012
23 май, 2015 12:12 (UTC)
Я вот что не понимаю.
У нас в советском детстве тоже была Зарница, и "взвейтесь кострами синие ночи - мы пионеры дети рабочих", и "пионеры к борьбе за дело коммунистической партии будьте готовы - всегда готовы". Мы это терпели, а когда началась перестройка и стало можно иное - вышвырнули советскую идеологию на свалку истории.
Почему украинские дети так охотно принимают и впитывают навязываемое сверху бандерославие?
mechta_tel_1
23 май, 2015 12:35 (UTC)
Странный вопрос.
Дети полностью доверяют взрослым.
Скажи ребёнку, что "стучать", - это патриотично и именно так готовят разведчиков. И он с радостью и взахлёб будет этим заниматься.
А скажи ему же, что это гнусно, и он с таким же остервенением будет ненавидеть "стукачей".
(без темы) - mousemaster2012 - 23 май, 2015 12:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mechta_tel_1 - 23 май, 2015 13:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - karpion - 23 май, 2015 14:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - amfora - 23 май, 2015 14:52 (UTC) - Развернуть
geernick
23 май, 2015 12:14 (UTC)
Именно. Согласен на 247 процентов.
amfora
23 май, 2015 14:54 (UTC)
247 - это круто :)
pan_inspector
23 май, 2015 12:38 (UTC)
А
А ты дядька ровесник мой однако)
Кстати, совершенно напрасно напрасно упустил из виду Юный техник, который многих толкнул к тому чтобы стать инженерами.
Я тоже зачитывался ТМ, мы её выписывали .
Надо как-то в Шульце пива испить вместе, если ты не против. :)
amfora
23 май, 2015 14:57 (UTC)
Re: А
Ну вот Юный Техник как-то мимо меня прошел... не выписывали его.
А пиво - это мы как-нибудь при случае обязательно :)
7777p
23 май, 2015 13:04 (UTC)
техника молодёжи,Знание чила,Наука и жизнь,Вокруг света....
за эти журналы меня в 1969 годку - чуть не исключилииз школы ...

был лимит по колличеству - и я раньше школы их выписал - школьной библиотеке не досталось(на всё село было по 4 экземпляра каждого-лимит)))
amfora
23 май, 2015 15:00 (UTC)
Фигасе история :) это же надо было школьную библиотеку подрезать с подпиской :)
(без темы) - roland_57 - 23 май, 2015 22:42 (UTC) - Развернуть
warikap
23 май, 2015 13:21 (UTC)
А в какие училища не поступили руководители нашего государства?Тоже в театральные?
amfora
23 май, 2015 15:07 (UTC)
Жириновский - явно мимо театрального пролетел :)
Медведев мог бы стать или ресторатором или отельером.
Путин... ну тут наверное без вариантов, ничего кроме как говорить человек не умеет...
pastor1885
23 май, 2015 13:24 (UTC)
Моделист-Конструктор, Крылья Родины, Техника Молодежи.... Номера которым по 30-40 лет до сих пор лежат дома.рука не подымается выбросить
amfora
23 май, 2015 15:10 (UTC)
Да, Моделист-Конструктор тоже помню. Крылья - не помню, не читал.
А выбрасывать не надо. Теперь это раритет. Скоро станут коллекционной редкостью. У меня к сожалению мало сохранилось, года за четыре может быть только ТМ остался.
(без темы) - ded_pixto_chel - 30 май, 2015 17:14 (UTC) - Развернуть
mentorna_blog
23 май, 2015 15:09 (UTC)
Недавно прочитала очень хорошее высказывание:
"Страшно не то, что мы теперь взрослые. Страшно, что теперь взрослые - это мы"
amfora
23 май, 2015 15:55 (UTC)
Да, хорошо сказано.

Есть похожая по смыслу фраза:
"Раньше я думал, что армия нас защищает, а когда попал в нее - увидел, КАК она нас защищает"
(без темы) - mentorna_blog - 23 май, 2015 16:13 (UTC) - Развернуть
siurel
23 май, 2015 15:23 (UTC)
А еще мы сами делали себе электрогитары из старых школьных парт, магниты - из напильников. А бас-барабан сотворили из медицинской печки, я помню как истратил у отца весь запас пилок по железу, чтобы его распилить (болгарок в те времена еще не придумали).
А сколько было народу на танцах - яблоку не куда упасть. Слушали по ночам голоса записывали западную музыку. Тот же битлс, пинк флойд и манфред менс. Помню, как ругали нас в райкоме за репертуар.
А потом, когда уже учился в НЭТИ, приезжаешь домой, а там в ДК народ на танцах под магнитофон танцует. Потому что стало неинтересно самим играть :)
Самое что перадоксальное. Слушали и западный рок, и ту же машину времени. Но Родину любили и умереть за нее были готовы.
Потому что мы жили в Самой Великой Стране. Потому что мы строили Свое Великое Будущее.
arhipolemos
23 май, 2015 15:24 (UTC)

В тему "двух космосов" »»» ...

Edited at 2015-05-23 15:25 (UTC)
ukraine_2014
23 май, 2015 15:44 (UTC)
Уже видели,
Сорос создает новую российскую пионерию, у Юденич статья.
roax_5002
23 май, 2015 15:57 (UTC)

А вот я похвастаться хочу!))) Сама школу закончила в 91 ( можно дальше не продолжать про все хорошее - ради выживания так и не получила ВО). А вот доча 95 г.р . Сейчас учится в питерском меде на 2 курсе. И поступили мы туда на бюджет благодаря выигранной олимпиаде по химии и репетиторше. Хотя и на экзамене ЕГЭ набрали 100 баллов по честному. Правда. Так вот. В 7 классе было 5 троек за год - а потом мы (после долгих разговоров и на собственном примере:) в том числе)решили что медицина наше фсе и перешли из простой школы в гимназию н3 академгородка нск. Пролезли обманом и без мыла))). Я и доча мы просто поверилив себя и в то что это наш путь, и, признаюсь честно, подтирала бритвой личное дело.... но!!!! Поверив в судьбу и свои силы доча закончила престижную гимназию с всего 4мя 4-ками. Остальное 5). Я как вспомню себя после 10 класса - оторва, а она с другом летом! В каникулы! Сидят и биологию учат!!!!!. Ради меда. А мама тока кормит и учебники тоннами таскает))))) так вот!! Я не таскала ее по кружкам и доп курсам в детстве... не было времени и денег. Но мы всегда говорили достаточно откровенно. Просто говорите со своими детьми!

gagagrins
23 май, 2015 16:24 (UTC)
Ага, те кто радостно скакал, когда разваливали Союз, они где учились, в Германии? Даже такую фундаментальную идеологию, как коммунистическая, свалили куском колбасы. Школа, это пустое место. "Жги, грабь, бухай" - лозунг для выпускников любой школы!
roland_57
23 май, 2015 22:49 (UTC)
Это так кажется, что за кусок колбасы. Фундаментальная идеология не смогла различать затраты и результаты. И стала затраты считать результатами. Чем больше затрат, тем лучше результат!)))
metilen1
23 май, 2015 17:26 (UTC)
Школа после школы
Школа в таком же кризисе, как и все общество. Школа после школы в еще более глубоком кризисе. Нет национальной идеи. А либерасты дерьмократы провозгласили что "надо воспитывать не творца, а потребителя". Вот туда мы и движемся.
efrejtor
23 май, 2015 18:52 (UTC)
И вот именно от внешкольная программы, которая у всех отличается, зависит то, кем станет человек. Ходил после школы в радиокружок - стал инженером, программистом. Фарцевал импортными кассетами и джинсами - стал бизнесменом. Ходила в балетную или театральную школу - стала актрисой. Ходила тусоваться по хатам... приехала потом в Москву поступать и не поступила...
Вы неправы.
Я после школы никуда не ходил. (Во-первых, было некуда, а во-вторых, предки не пускали). Соответственно, и увлечений не имел. Соответственно, и вуз после выпускного выбирал по единственному критерию - свалить от предков (да и вообще из своей родной дыры), и ЧТОБЫ С ГАРАНТИЕЙ. Чтоб не срезаться на вступительных, чтоб денег хватило, и т.д... И, в общем, не жалуюсь - учился хорошо (назад-то не хотелось, ага), устроился лучше многих.
И таких, как я - ой как много.
(Негативная мотивация, чтоб Вы знали, ВСЕГДА сильнее позитивной). :)

Вот полетел в космос Гагарин - вся страна заболела космонавтикой. Заболела в хорошем смысле. Понятно, что стать космонавтами могли единицы. Но прикоснуться к космосу хотели все. Отсюда и космическая фантастика в каждом номере Техники молодежи, отсюда и популярность этого журнала, отсюда и такие мультфильмы как Тайна третьей планеты. И Гостья из будущего.
И опять Вы неправы. "Гостья из будущего" - не отсюда. Главная идея фильма, если Вы ее не поняли - это глумеж над "семьей и школой". Предки и учителя - все до единого! - показаны тупыми, косными и вообще не понимающими (и не способными понять!) происходящих событий. Именно это и принесло фильму столь оглушительный успех. (Как и "Приключениям Электроника" пятью годами ранее - там ровно та же самая идея). А весь фантастический антураж - лишь декорация, нужная для привлечения внимания зрителя и отвлечения внимания цензуры. :)
Prez Ident
23 май, 2015 19:33 (UTC)
Уфффф, сколько пыли всего лишь для того, чтобы подтвердить древнюю мудрость: Хочешь победить своего врага - воспитай его детей. Как показала жизнь, многие идиоты этого не понимают. Или подонки просто потому что.
cannoter
24 май, 2015 11:29 (UTC)
Воспитание.
В комментах упомянуто про образованных но не воспитанных. Отсутствие воспитания - это тоже воспитание. Только негативное.
cannoter
24 май, 2015 11:37 (UTC)
Не упомянуты журналы "Знание сила", и "Химия и жизнь". А со старших классов - "Природа" и "Земля и вселенная".
cannoter
24 май, 2015 11:39 (UTC)
Досуг детей
Сыну читать некогда. Слушает аудиокниги по дороге на службу и домой. Его дочь (моя внучка) увлекается рисованием. Заняла призовое место на областном конкурсе детского рисунка.
Yulia Dimova
24 май, 2015 19:58 (UTC)
Закончили первый класс обычной и музыкальной. Учимся вместе в обычной, так как в музыкальной я уже в октябре отстала, обычную пока тяну ) Надо сказать, что от учителя зависит очень многое. Вот по музыке у нас Учитель, поэтому ребенок занимается с удовольствием.
lenka65elen
24 май, 2015 21:31 (UTC)
Очень полезная статья для молодых родителей!

Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 58 комментариев — Оставить комментарий )

Календарь

Август 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Custom-text

Тэги

Разработано LiveJournal.com