?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Существует такое высказывание: "Смерть одного человека - трагедия, смерть миллионов - статистика". Жестокая, но не лишенная своей суровой правоты фраза.

Сегодня в катастрофе Аэробуса погибли 224 человека. Вне всяких сомнений, это трагедия. Завтра в России объявлен день траура. Но даже без официальных объявлений траура всем и так понятно, что произошло.

Однако если сравнить число жертв авиакатастроф и ДТП, то получится, что автотранспорт опаснее на два порядка, по числу жертв он лидирует с большим отрывом. На дорогах гибнут в десятки, даже в сотни раз больше людей - водителей, пассажиров, пешеходов.

Почему тогда нас так шокирует авиакатастрофа и не шокируют постоянные ДТП, которые случаются каждый день?


Неужели фраза, приведенная в начале текста, настолько чудовищно-верна и двести погибших пассажиров Аэробуса - это трагедия, а тысячи погибших за последний год на дорогах - всего лишь статистика?

Нет, дело наверное не в количестве погибших.

Ведь случаются и крупные ДТП, когда счет пострадавших идет на десятки - и это тоже воспринимается как трагедия, тоже объявляется траур, если не по всей стране, то по крайней мере в городе, где все произошло.

Дело наверное в обыденности или, наоборот, исключительности случая.

ДТП с одним или двумя погибшими - в масштабах страны обыденность, федеральные каналы даже не выпускают по этому поводу новостей, разве что участником ДТП становится известный человек.

На рядовые ДТП обращают внимание только те, кто проезжает мимо. Если погиб водитель, который не справился с управлением - ему даже не особенно сочувствуют, кто же ему виноват? Если погиб водитель, который ничего не нарушал или пешеход - находится виновный в ДТП и гнев очевидцев обрушивается на него. На этом и заканчивается оценка данного конкретного происшествия.

И все эти относительно небольшие ДТП, с одним или двумя погибшими, проходят незаметно для страны, складываясь в статистику ГИБДД, на которую многие и не смотрят никогда.

Точно так же большинство из нас не смотрит на статистику погибших при других обстоятельствах. Кого-то ударило током, кто-то упал с лестницы, кто-то отравился или погиб при пожаре.

Мелкие рядовые происшествия проходят незаметно и сливаются в статистику. Трагедиями они становятся только для родственников погибших, реже для свидетелей, совсем редко - для города, если происшествие покажут в местных новостях.

К отдельным ДТП и пожарам с одиночными жертвами мы просто привыкли, относимся к ним как к части нашей жизни, как к неотъемлемой части повседневной суеты.

ДТП - это часть дорожного движения. Не хочешь попасть в ДТП - соблюдай правила, будь осторожен, только и всего.

Ударило током - не надо было лезть в розетку. Сгорело - надо было осторожнее обращаться с огнем. Упало - надо было лучше закреплять.

Погибший в повседневных происшествиях зачастую виноват сам, а если не виноват - значит не повезло, случайность, злой рок, судьба, - говорим мы. Если вообще узнаем о случившемся. И живем дальше.

И только когда случается что-то особенное, выходящее из ряда вон, совершенно неожиданное, внезапное - то, что случается не каждый месяц и даже не каждый год - тогда мы содрагаемся, говорим о трагедии, обсуждаем, сочувствуем погибшим всей страной...

Так было с "Хромой лошадью".

В Хромой лошади погибло меньше людей, чем гибнет на пожарах по стране из месяца в месяц, но они погибли в одном месте, в одно время - и это стало нашей общей трагедией.

Крушение теплохода Булгария - тоже была трагедия.
Хотя сколько людей тонет каждое лето по всей стране?

Грузовик въехал в автобус - трагедия, террорист взорвал троллейбус - трагедия, погибла хоккейная команда - трагедия.

Трагедия - это то, что случается не каждый день, не каждый месяц и даже не каждый год. То, что обращает на себя внимание. То, чего, казалось бы, не должно было произойти, а оно произошло.

Вот поэтому катастрофа Аэробуса с двумя сотнями погибших - трагедия, а тысячи погибших за последний год в ДТП - статистика.

ДТП происходили, происходят и будут происходить, изо дня в день. Крупные ДТП - редкость, они тоже воспринимаются как трагедия. А мелкие мы даже не замечаем.

Мы выходим на улицу и видим поток машин - сотни, тысячи машин. А сколько всего машин в крупных городах? Если одна из ста тысяч разбилась - кто заметит? Только очевидцы.

Но самолет - это нечто большое, надежное, самолеты не должны падать, упавший самолет - это братская могила сразу на две сотни человек, это нас пугает, шокирует, привлекает внимание.

Поэтому когда самолет все-таки падает - мы называем это трагедией и объявляем день траура.

А когда где-то случается ДТП с одним или двумя погибшими - мы даже не узнаем этого, хотя такие ДТП случаются каждый день, по нескольку в день. Потому, собственно говоря, и не узнаем, что они случаются каждый день.

И небольшие пожары случаются каждый день.

Просто так устроен человек, что обыденная смерть, рядовая, привычная - это действительно статистика. А трагедия - это то, что обращает на себя особое внимание, выбивается из обыденной жизни, нарушает привычный ритм, заставляет задуматься, остановиться, либо... либо касается человека самого...

Что можно по этому поводу сказать?

Желаю, чтобы лично у вас не случалось трагедий.

А статистика... от статистики никуда не деться.
Потому что статистика - это то, что всегда.

Записи из этого журнала по тегу «Катастрофа»

  • Сколько жизней унесет катастрофа на ТОАЗ?

    Сторонники "свободы собственности" утверждают, что владелец вправе делать со своим имуществом все, что угодно. Хочет развивать - пусть развивает. Не…

  • Так кто же сбил Боинг?

    На днях снова начались пересуды, кто же летом 2014-го сбил над Донбассом Боинг MH-17. Поводом для возобновления споров стал некий материал, который…

  • Как поплавали?

    Пока почтенная публика возмущалась установкой в Питере доски Маннергейма, в эфир поступило свежее издевательство. В этот раз от Павла Астахова.…

promo amfora june 19, 2016 03:00 365
Buy for 200 tokens
Пора переходить от слов за освобождение Алексея Кунгурова к делам. Первое дело - подача петиции с требованием освободить Алексея и снять с него надуманные обвинения. Петиция размещена здесь. Автор петиции - Сулакшин Степан Степанович, генеральный директор Центра научной политической мысли и…

Comments

( 50 комментариев — Оставить комментарий )
urriss
31 окт, 2015 20:20 (UTC)
По статистике, шансов погибнуть на дороге много выше, чем в воздухе.
А конкретно тут, все делается, чтоб похоронить Египет.
Что угодно можно говорить и 20 летнем самолете или пилотах, но в этой стране постоянно косят людей, чаще белых. Там даже страна разбита на зоны с ограничением перемещения граждан, все ради безопасности туристов. Это не помешало боевому вертолеты ВВС Египта обстрелять туристов.

Edited at 2015-10-31 20:23 (UTC)
mubeex
31 окт, 2015 20:24 (UTC)
Обычно говорят так:
"По статистике, люди чаще гибнут по дороге в Аэропорт."
(без темы) - amfora - 31 окт, 2015 21:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - amfora - 31 окт, 2015 21:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - urriss - 31 окт, 2015 22:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ak_ulych - 1 ноя, 2015 00:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - urriss - 31 окт, 2015 22:40 (UTC) - Развернуть
zarathustrarus
31 окт, 2015 20:26 (UTC)

Кончайте вестись на эту лажовую статистику авиакомпаний. Если посчитать не просто количество погибших а соотношение этого количества к количеству человекочасов которые участвуют, то вы поймете что на автотранспорте десятки миллионов граждан проводят тысячи часов в год.... И вы хотите это сравнить с тем убожеством что перевозят авиакомпании?

amfora
31 окт, 2015 21:42 (UTC)
При чем здесь статистика авиакомпаний?
Текст вообще о другом.
(без темы) - (Анонимно) - 2 ноя, 2015 16:13 (UTC) - Развернуть
warikap
31 окт, 2015 20:34 (UTC)
Так было с Хромой лошадью.

"Хромую лошадь" надо было в кавычки убрать.А то те,кто не в курсе,могут решить
что у кого-то лошадь понесла.Или сбила кого-нибудь.
amfora
31 окт, 2015 21:43 (UTC)
Согласен, исправил.
zaphrail
31 окт, 2015 21:16 (UTC)
ДТП еще куда ни шло
с перестройки в рынок не вписались миллионы, в основном недоедание и холод
и в перспективе лишь усугубится сей процесс
миллионы - это больше 200 жертв авиакатастрофы
дней траура, однако, не припоминается по данному случаю
да и обыватель редко вспоминает об этом, ну, до тех пор, пока удается вписываться
amfora
31 окт, 2015 21:45 (UTC)
Тоже верно заметили.
К слову, численность населения Украины за 24 года сократилась примерно на 10 миллионов, это даже без учета отделения Крыма и Донбасса. А они "небесную сотню" оплакивают.
(без темы) - zaphrail - 31 окт, 2015 21:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - urriss - 31 окт, 2015 22:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zaphrail - 31 окт, 2015 22:46 (UTC) - Развернуть
stalinetz_s65
31 окт, 2015 21:56 (UTC)
Да, убийственных закономерностей - голода, болезней, преступности - никто не хочет замечать, пока самого не коснётся. А такое отклонение от закономерности - ай-яй-яй, как дальше жить.
(Удалённый комментарий)
(без темы) - stalinetz_s65 - 31 окт, 2015 22:33 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - stalinetz_s65 - 31 окт, 2015 22:46 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - stalinetz_s65 - 31 окт, 2015 22:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vlad_chestnov - 1 ноя, 2015 19:55 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - onrtrts - 1 ноя, 2015 08:32 (UTC) - Развернуть
good_wolf
31 окт, 2015 22:25 (UTC)
"Почему тогда нас так шокирует авиакатастрофа и не шокируют постоянные ДТП, которые случаются каждый день?"

Так потому и не шокируют что 45 тыс погибших на дорогах в год (115 человек в день), и это уже в порядке вещей. Привычная тема. А для авиатранспорта - любая катастрофа это серьезнейшее ЧП, именно потому что там это очень редкий случай. Что-то необычное. Чего как правило не случается. Все как вы и написали.

Edited at 2015-10-31 22:27 (UTC)
(Удалённый комментарий)
(без темы) - vlad_chestnov - 1 ноя, 2015 19:53 (UTC) - Развернуть
zebreng
31 окт, 2015 22:49 (UTC)
Я пока сегодня по радио об этом слушала, вот как о чем думала:
когда рассказывают о гибели одного человека, самого незначительного - мне очень грустно и я реально сильно сопереживаю.
Когда рассказывают о таких катастрофах и смерти сотен человек - я понимаю, что это трагедия, только рассудком. На уровне эмоций я не испытываю ровным счетом ничего.
polvic01
31 окт, 2015 23:18 (UTC)
...А статистика... от статистики никуда не деться.
Потому что статистика - это то, что всегда.
Гибель людей рейса Аэробуса, это статистика убийств недоумка главаря Московии, педофила, совкового гестаповца, отправивший на убийство сирийцев, своих головорезов, как посылал раньше банды русских террористов в Украину, убивать украинцев.
Зачумленные русские мечтали, чтобы их везде боялись, но добились что их везде ненавидят и презирают.
shideh
31 окт, 2015 23:37 (UTC)
людей шокирует что-то внезапное, что происходит не каждый день. Если самолеты будут падать каждый месяц, никакого шока больше не будет, привыкнут.
ГОСПОДИН КОГИТО ЧИТАЕТ ГАЗЕТУ
На первой странице сообщенье
убито 120 солдат
война идет долго
можно привыкнуть
рядом уголовная хроника
сенсационное преступление
портрет убийцы
глаз Господина Когито
скользит безразлично
по солдатской гекатомбе
чтоб сладострастно углубиться
в уголовный ужас
тридцатилетний крестьянин
в нервной депрессии
убил свою жену
и двоих детей
сообщают подробно
как именно он убил их
положение тел
и другие детали
120 павших
напрасно искать на карте
слишком большая удаленность
скрывает их как джунгли
не потрясают воображенье
слишком их много
цифра ноль на конце
делает их абстракцией
тема для размышлений:
арифметика сострадания
1974
m2kozhemyakin
31 окт, 2015 23:53 (UTC)
Позвольте узнать, не гугля, чье сочинение?
По стилю очень напоминает Иосифа Бродского.
(без темы) - shideh - 3 ноя, 2015 23:38 (UTC) - Развернуть
prevedkraeved
31 окт, 2015 23:49 (UTC)
да всем похуй!
m2kozhemyakin
31 окт, 2015 23:52 (UTC)
Я бы добавил еще: трагедия - это то, чем кормятся СМИ...
inputinput
1 ноя, 2015 02:42 (UTC)
Существует такое понятие, что если ты не заткнёшь свою глотку, то я тебе разрешу собирать со стены оторванные твои губы.
allowerdy
1 ноя, 2015 06:00 (UTC)
Возможно авиатранспорт и самый-самый безопасный, но суммарное количество погибших всегда поражает. В самой большой аварии погибает максимум 40 человек, а при падении самолета 200. Еще что плохо, в самолетах очень часто летят семьи и после трагедии не остается никого. Вот была семья и не стало. Поэтому психологический эффект от трагедии в десятки раз выше.
(без темы) - aleksei_61_rus - 1 ноя, 2015 08:41 (UTC) - Развернуть
flowmasterrus
1 ноя, 2015 12:30 (UTC)

Их нравы:
Европейские авиакомпании Lufthansa и Air France-KLM приняли решение отказаться от полетов над Синайском полуостровом после крушения российского пассажирского самолета, в результате которого погибли более 220 человек, сообщило агентство Reuters в субботу. В Lufthansa сообщили, что такое решение принято из-за того, что «ситуация и причины аварии не ясны». Самолеты авиакомпании не будут летать над Синайском полуостровом до тех пор, пока не будет установлена причина крушения российского авиалайнера, сообщила пресс-секретарь немецкого перевозчика.

Британская авиакомпания British Airways продолжает осуществлять полеты в Шарм эш-Шейх, однако как обычно перед каждым маршрутом проводит тщательный анализ возможных рисков в координации с соответствующими ответственными структурами...

РФ:

Российская авиакомпания «Когалымавиа», которой принадлежал разбившийся в Египте самолет, не планирует менять маршруты полетов, сообщил в субботу «Интерфакс» со ссылкой на источник в руководстве компании. «Маршруты утверждены и согласованы. Менять их пока оснований нет», — сказал источник.

Изменение маршрутов полета - это повышение расхода топлива. А это рост издержек. Для россиянской авиационной отрасли, работающей в режиме потовыжималки, это недопустимо.
(без темы) - lyudawolodina - 1 ноя, 2015 12:31 (UTC) - Развернуть
deni_didro
1 ноя, 2015 13:28 (UTC)
Трагедия на Синае.
И мои мысли и размышления по данному поводу. Статья в ЖЖ: http://deni-didro.livejournal.com/26583.html
rm_style
1 ноя, 2015 14:58 (UTC)
ну так дело в том, что в самолете у тебя нет никаких шансов спастись. От ДТП можно уйти на водительском мастерстве, может повезти и удар не придется по той стороне машине где ты сидишь.

А тут - безысходность. 100% смертность.
pope_town
1 ноя, 2015 19:09 (UTC)
Вот ещё бы предавали огласке все случаи, когда "ох.....но повезло": их гораздо больше, чем крушений. Гудзон, Ижма - не было такого? Где же тут безысходность 100%-то?
vlad_chestnov
1 ноя, 2015 19:54 (UTC)
Помню, моя бабушка плакала, когда трое советских космонавтов сгорели.
(Анонимно)
2 ноя, 2015 16:07 (UTC)
на ДТП стараются не обращать внимания потому что большинство жителей городов автовладельцы. будешь обращать внимание придется задуматься что вот те люди погибли только потому что тебе хочется хвастаться своей (на деле не нужной) жоповозкой. защитная реакция психики.

а от травм гибнет намного меньше людей чем в дтп.
( 50 комментариев — Оставить комментарий )

Календарь

Август 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Custom-text

Тэги

Разработано LiveJournal.com