?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Возник тут у меня с одним товарищем принципиальный спор на тему, хорошо ли это, что тендеры на крупные инфраструктурные проекты выигрывают самые крупные и опытные подрядчики, которые в результате выполнения этих проектов становятся еще крупнее и опытнее, как следствие выигрывают снова и снова. Получается, что крупные проекты выполняют одни и те же подрядчики и к ним не подступиться.

С одной стороны, эта система понижает уровень конкуренции и ведет к появлению чего-то вроде локальных монополий.

А с другой стороны - какой есть вариант?


Поручать крупные проекты всяким ИП Почтальон Печкин и ООО Кот Матроскин, в которых работают два человека - директор и бухгалтер - плохой вариант. Получится полная вакханалия. Если убрать из требований к подрядчику на крупный инфраструктурный проект критерий опыта и объема активов, то выигрывать будут самые мелкие подрядчики, которые просто не способны справиться с задачей. А многие и вообще не будут браться за работу, просто выиграют тендер, получат деньги и растворятся в мировом эфире.

Отсечь мелких подрядчиков, которые заведомо не могут выполнить крупный проект и оставить несколько крупных - можно попробовать, но нужен какой-то критерий. Иначе будет простор для коррупции и ничем хорошим это не кончится - выигрывать будут не самые эффективные, а кто больше откатит.

Устраивать принудительную ротацию по принципу "один раз выиграл - два раза пропускаешь" - тоже несколько странно.

Для наглядности представьте себе, что Уралвагонзавод отстранили от разработки и выпуска очередного танка, потому что "другие тоже хотят попробовать". И что будет? Камаз - хорошее предприятие, но поручать ему выпуск очередного танка я бы не стал. Автовазу тем более.

Отстранять подрядчика от очередного заказа только потому, что другим надо дать попробовать - в крупных проектах несколько рискованно.

Этот принцип хорош на школьной и институтской практике. Один учащийся попрактиковался - уступил место другому. Запорол заготовку или зарезал подопытную мышку - не беда, научится. Но в крупных проектах такой подход не годится. Если федеральная автотрасса закончится где-нибудь в тайге - вряд ли можно будет принять оправдание "я тут сил не рассчитал".

Поэтому вполне логично, что крупные проекты выполняют как правило одни и те же подрядчики и новые в "высшей лиге" появляются нечасто.

К примеру, крупных авиапроизводителей во всем мире всего двое - Боинг и Эйрбас. И все. Во всем мире, даже не в стране.

Во всех развитых странах ситуация похожая - крупные инфраструктурные проекты и военные заказы выполняет небольшое число подрядчиков, которые очень редко меняются между собой. И если кто-то занял лидирующее положение в той или иной отрасли - это даже не на годы, а на десятилетия.

Много десятилетий на рынке компьютеров и микропроцессоров лидируют Intel и IBM. Кстати, лично мне не нравятся многие решения Intel. Архитектура 8086 вообще заслуживает проклятия. IBM тоже сильно начудили с архитектурой PC, недостатки которой в дальнейшем породили массу проблем, распространились по всему миру и дошли до наших дней.

Еще один пример - Формула-1, в которой последние несколько десятилетий главным архитектором работает Герман Тильке. Все автотрассы, построенные при нем, чем-то похожи одна на другую и даже получили название "тилькодром". Многие критикуют Тильке за однообразие решений. Но есть и другая сторона - современные трассы Формулы стали очень безопасными, в этом есть заслуга архитектора.

И что делать?

Уволить Германа Тильке за однообразие и пригласить кого-нибудь с фантазией, чтобы навертел на трассах "мертвых петель" и гонщики бились при каждом заезде? Просто ради того, чтобы стало весело? Или потому, что "Тильке засиделся"?

Доминирование одного подрядчика или одной компании на рынке имеет свои недостатки. Решения получаются несколько однообразными, не всегда оптимальными, а бюрократические машины крупных корпораций становятся похожи на государственную бюрократию со всеми ее недостатками.

Однако обратная крайность еще хуже - если подрядчики обмельчают (а при постоянной ротации они обмельчают) - начнется цирк, каждый будет придумывать свои решения и стандарты, возникнет зоопарк несовместимых устройств или чего-нибудь еще. Да и качество упадет, потому что при постоянной смене подрядчиков будут теряться опыт и ценные наработки.

Нужен какой-то баланс, но найти его непросто и искать нужно очень аккуратно, не махая шашкой.

Напомню, что в советский период подрядчики тоже работали десятилетиями и если в какой-то области был лидер, то он очень редко менялся. Вертолеты делало КБ Миля. Соосные вертолеты - КБ Камова. Пассажирские и транспортные самолеты - КБ Ильюшина, Туполева и Антонова. ГЭС тоже строили не так уж много подрядчиков. Никто не говорил "а давайте-ка для новой ГЭС новых подрядчиков выберем, а старые пусть отдохнут".

Опыт и размер компании - это своего рода гарантии качества и профессионализма при выполнении проекта, а в крупных проектах это особенно важно, потому что от их реализации зависит удобство и безопасность миллионов людей.

И тут наверное надо думать не о том, как бы отодвинуть от тендеров предыдущего победителя, как бы поделить его на части или протолкнуть новичков.

Тут надо думать о том, как подтянуть до уровня лидера тех, кто идет вслед за ним. Может быть имеет смысл объединить пару компаний, занимающих второе и третье места, то есть стимулировать слияние подрядчиков, чтобы появлялись новые опытные компании, с большим коллективом специалистов и массой наработок.

Надо действовать по принципу "одна голова хорошо, а две лучше". То есть не устранять эффективных подрядчиков, а делать более эффективными остальных.

И не надо забывать, что крупные проекты - это не месяцы, а годы, поэтому здесь не надо ожидать, что лидеры начнут меняться каждую неделю, как на велогонке Тур-де-Франс.

Записи из этого журнала по тегу «Экономика»

  • Вот те, бабушка, и апофис...

    1. Ямайки не будет! Но не той Ямайки, которая островное государство в Карибском море, а той Ямайки, которая должна была образоваться в Германии в…

  • Как подготовиться к новому кризису

    Сегодня может показаться, что ситуация в России вполне стабильна - Путин с друзьями уверенно держатся за власть, готовятся к победе на очередных…

  • Будет ли снова в стране дефицит?

    Все, кто застал конец 80-х, прекрасно помнят, каких размахов достиг дефицит в последние годы существования Советского Союза. Полки магазинов опустели…

  • Пациент помрет, наверно, но идея хороша...

    1. Полноценной встречи Путина и Трампа в ходе саммита АТЭС так и не состоялось. Поначалу в администрации президента России обещали наказать виновных…

  • Аптека иностранных дел

    Как вы думаете, что общего может быть между Министерством иностранных дел и аптекой? Казалось бы, ничего общего быть не может. Но оказывается, что…

  • Ну вот, еще один...

    1. Телеведущая Екатерина Гордон заявила о намерении участвовать в выборах президента России. В качестве кандидата, само собой. В связи с этим…

promo amfora june 19, 2016 03:00 375
Buy for 200 tokens
Пора переходить от слов за освобождение Алексея Кунгурова к делам. Первое дело - подача петиции с требованием освободить Алексея и снять с него надуманные обвинения. Петиция размещена здесь. Автор петиции - Сулакшин Степан Степанович, генеральный директор Центра научной политической мысли и…

Comments

( 122 комментария — Оставить комментарий )
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
nesterov_as
26 фев, 2016 09:10 (UTC)
Слияние в России процедура из фантастического эксперимента. Для этого надо доверять партнеру. А у нас такое невозможно
amfora
26 фев, 2016 10:13 (UTC)
Ну как сказать... долю АвтоВАЗа вполне успешно поглотил Рено-Ниссан :)
(без темы) - nesterov_as - 26 фев, 2016 10:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - amfora - 26 фев, 2016 13:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - meren_s_65_amg - 26 фев, 2016 12:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nesterov_as - 26 фев, 2016 12:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 7777p - 26 фев, 2016 13:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nesterov_as - 26 фев, 2016 13:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 7777p - 26 фев, 2016 14:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - amfora - 26 фев, 2016 13:38 (UTC) - Развернуть
filiraene
26 фев, 2016 09:13 (UTC)
Отсутствие конкуренции приводит к деградации подрядчика.
Без конкуренции заказчик будет покупать то что предлагается, за те деньги которые ему выставят и получать итоговый результат "как получилось.
Потому что подрядчик один и дальше он будет нужен для следующих проектов.
Взять подрядчика за яйца и посадить за некачественно выполненные работы гендира весьма большой риск.
Про Советское время вы не совсем правы.
Изначально был конкурс проектов и решений, по результатам оценки и испытаний выбирался наиболее удачный, по мнению экспертной комиссии.
У производителей сидела военная приемка на заводе и в КБ, основной смысл которой был дрючить исполнителя и быть "В теме". За приемкой следили особисты для того чтоб приемка не могла спеться с руководством подрядчика.
Разделение предприятий и подрядчиков по нишам и схема "1 подрядчик на конкурсе" это уже деградация системы, в гражданском секторе точно.
amfora
26 фев, 2016 10:24 (UTC)
Насчет конкуренции согласен, она нужна, но в том и фокус, что для некоторых проектов появление сильного конкурента можно ждать десятилетиями. Вот к примеру тот же проект Армата - кто сегодня может представить конкурирующий проект? Или РН Ангара - кто создаст конкурента?

Можно конечно удваивать бюджет проекта и порождать конкурента искусственно, но это будет скорее формальность и распил бюджета.

Про конкурс КБ в советское время я в курсе. Но это на уровне проектных решений. А на уровне изготовления заказ уже размещался на том заводе, который более всего подходил по профилю и мощности. Очень часто были ситуации, когда то или иное изделие мог выпускать всего один завод, потому что у других не хватало мощностей. Иногда новый завод специально строили под выпуск нового изделия.

Яркий пример - проект Буран.

Или ядерный проект, который курировал Берия - под него никаких конкурсов не проводили "кто лучше ядерную бомбу придумает", просто поставили задачу (в режиме строжайшей секретности, что немаловажно) и делали "без права на ошибку".

Впрочем, насчет гражданских проектов я согласен, что там ситуация несколько иная и конкуренция должна быть в абсолютном большинстве случаев.
(без темы) - filiraene - 26 фев, 2016 10:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - szinv - 27 фев, 2016 08:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - filiraene - 27 фев, 2016 14:54 (UTC) - Развернуть
petrikovez
26 фев, 2016 09:14 (UTC)

Просто не надо заниматься очковтирательством и пудрить мозги народу. Давно пора отменить все тендеры и аукционы. К выполнению подряда должны приглашать подрядчиков. И чиновники должны нести ответственность за того, кого привлекли головой. А там и до Госплана не далеко. Заканчивать надо с этими играми в дикий рынок. А то потеряем последнее. Во главе угла должна стать ответственность. Да и частная собственность на средства производства- это утопия.

bell_mess
26 фев, 2016 09:28 (UTC)
Чё, так совка желается, аж сил нету?
(без темы) - petrikovez - 26 фев, 2016 10:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mangyst858 - 26 фев, 2016 10:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - petrikovez - 26 фев, 2016 11:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mangyst858 - 26 фев, 2016 10:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - amfora - 26 фев, 2016 10:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bell_mess - 26 фев, 2016 13:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mangyst858 - 26 фев, 2016 14:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bell_mess - 26 фев, 2016 14:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mangyst858 - 26 фев, 2016 18:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bell_mess - 27 фев, 2016 18:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mangyst858 - 28 фев, 2016 20:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bell_mess - 28 фев, 2016 21:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mangyst858 - 28 фев, 2016 21:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bell_mess - 28 фев, 2016 22:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mangyst858 - 29 фев, 2016 05:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mangyst858 - 29 фев, 2016 06:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bell_mess - 29 фев, 2016 11:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bell_mess - 29 фев, 2016 11:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mangyst858 - 29 фев, 2016 16:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mangyst858 - 29 фев, 2016 17:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mangyst858 - 1 мар, 2016 04:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bell_mess - 27 фев, 2016 19:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mangyst858 - 27 фев, 2016 07:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bell_mess - 26 фев, 2016 13:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - amfora - 26 фев, 2016 10:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - petrikovez - 26 фев, 2016 11:02 (UTC) - Развернуть
ivanovich74
26 фев, 2016 09:19 (UTC)
"одна голова хорошо, а две лучше"
----------------
А голова с туловищем ещё лучше...
amfora
26 фев, 2016 10:40 (UTC)
Руки, ноги... главное хвост! :)
(без темы) - iulla - 26 фев, 2016 12:03 (UTC) - Развернуть
bell_mess
26 фев, 2016 09:27 (UTC)
Пластиковые обвесы на все европейские форды уже давно изготавливает малое предприятие семейного типа. Автобусы и пикапы форд транзит и турнео для европейского рынка с немецкими вин-кодами разрабатывает и выпускает турецкое подразделение форд-отосан. Белорусский концерн фенокс разрабатывает для немецкого трв тормозные системы для ауди тт.

И это только так, навскидку.

Вот так и подтягиваются до лидера, да...
mangyst858
26 фев, 2016 10:04 (UTC)
Тоже нашелся пример нанотехнологий - пластиковые обвесы! Любой обезян может . И Отсосан тому доказательство.
(без темы) - gepard12 - 26 фев, 2016 13:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - amfora - 26 фев, 2016 10:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bell_mess - 26 фев, 2016 13:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 7777p - 26 фев, 2016 13:57 (UTC) - Развернуть
skulsky_k
26 фев, 2016 09:33 (UTC)
>>зарезал подопытную мышку - не беда, научится

За что мышку то, аа? Как так-то?
На своих ГЭСах экспериментируйте, мышек не трожь!
amfora
26 фев, 2016 10:54 (UTC)
Мышки для того и существуют :)
warikap
26 фев, 2016 09:34 (UTC)
Зачастую главные подрядчики не имеют за душой ничего,кроме связей.Выиграв
тендер не без помощи знакомых покровителей,весь заказ они раздают субподрядчикам,которые и выполняют реальную работу.А субподрядчиков ищут
подешевле,зачастую халтурщиков и дилетантов.
amfora
26 фев, 2016 10:56 (UTC)
Ну это уже вопрос к критериям отбора, в которых должно быть наличие у подрядчика собственных производственных мощностей. Соблюдение данного условия как раз можно проверить.
akimchan
26 фев, 2016 09:39 (UTC)
Конкурсы, тендеры, невидимые руки рынка и прочая рыночная чепуха - всё это от лукавого
amfora
26 фев, 2016 10:57 (UTC)
В СССР тоже были конкурсы, если что :)
(без темы) - flornas - 26 фев, 2016 11:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - shnurovsky - 26 фев, 2016 09:47 (UTC) - Развернуть
kireevff
26 фев, 2016 11:50 (UTC)
Однозначно не надо действовать по принципу, что сегодня тебе заказ, завтра другому, послезавтра третьему, чтобы все получили и не важно смогут потянуть или нет.
kislus
26 фев, 2016 11:53 (UTC)
Уж чего, чего, а разработку и производство новых самолетов я бы просто так не раздавал разным компаниям и корпорациям, что бы типа все попробовали.
pirogov_vova
26 фев, 2016 11:54 (UTC)
Сильнейший всегда выигрывает! Так было, есть и будет.
Главное, что бы результаты были на деле, а не только на бумаге.

Edited at 2016-02-26 11:55 (UTC)
sershsersh
26 фев, 2016 11:59 (UTC)
А как быть остальным? При такой монополии более мелким вообще никогда не развиться.
(без темы) - workman01 - 26 фев, 2016 12:44 (UTC) - Развернуть
coraps
26 фев, 2016 11:56 (UTC)
Объединяться более мелким подрядчикам для выполнения крупного заказа может и не плохо, но сделать это все таки куда сложнее, чем выполнить все одному крупному подрядчику. Да и спросить с одного проще, чем потом с двух-трех.
gepard12
26 фев, 2016 13:54 (UTC)
Вы правда думаете, что генподрядчик выполняет все работы сам?
borkoff2012
26 фев, 2016 11:58 (UTC)
Ясно понятно, что новичкам трудно пробиться и добиться того, чтобы им давали эти заказы. Но ведь понять можно и тех, кто эти заказы раздает, они же должны быть уверены в результате. А новички-это темные лошадки.
powe_rman
26 фев, 2016 12:18 (UTC)
Вот так и сидят менее раскрученные компании без дела. Надо наверно для начала их к крупным присоединять, для совершения большого заказа. Там и видно будет, на что они способны.
(без темы) - gepard12 - 26 фев, 2016 13:52 (UTC) - Развернуть
ziminamaha
26 фев, 2016 11:59 (UTC)
Крупные компания выигрывают конкурс и тендер на определенные виды деятельности и так же нанимают те же мелкие компания на выполнения проектов. Такого вида деятельности встречаются не редко.
tan_chic
26 фев, 2016 12:06 (UTC)
Вот это кстати часто встречаются. В итоге, они сами не работают, а лишь берут свой процент.
(без темы) - svetlana_sms - 26 фев, 2016 12:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - gepard12 - 26 фев, 2016 14:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - klubneka - 26 фев, 2016 12:20 (UTC) - Развернуть
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
( 122 комментария — Оставить комментарий )

Календарь

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Тэги

Разработано LiveJournal.com