Alex Rusin aka amfora (amfora) wrote,
Alex Rusin aka amfora
amfora

Category:

Тангейзер

Еще недавно, если бы меня спросили, что такое Тангейзер, я бы даже не знал, что сказать. Ответил бы наверное, что похоже на модель какого-нибудь автомобиля. Форд Тангейзер, например. Или Шевроле Тангейзер. А что? Очень подходит. Еще подходит в качестве названия какого-нибудь оружия. Например, травматики. Или электрошокера.

Собственно версия электрошокера была бы не так уж далека от истины. Тангейзер в Новосибирске произвел эффект если не шока, то как минимум пощекотал некоторым нервы. Причем пощекотал весьма.

Тангейзер - это опера Вагнера.


Опера, понятное дело, далеко не нова. Со дня премьеры прошло уже полторы сотни лет. Ставился "Тангейзер" много-премного раз. В основном в Германии, само собой.

Ставился или нет Тангейзер в России - не знаю, не слежу за театральными постановками. Но театралам Вагнер в любом случае должен быть знаком и свежая постановка ни в коем случае не должна была огорчить.

Новосибирск добрался до Вагнера - хорошо же? Хорошо! Театральная жизнь кипит!
Интересно - иди и смотри. Не интересно - не смотри...

Но оказалось все не так просто, оказалось не просто так...

Оказалось, что режиссер Тимофей Кулябин, поставивший Тангейзер в Новосибирске, внес в него свежие нотки и затронул тему греховной жизни Иисуса Христа в молодости. Как оно соотносится с оригиналом Вагнера - не знаю, исходник не смотрел и не читал. Да и не в Вагнере, как выяснилось, дело.

Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон усмотрел в постановке оскорбление чувств верующих и обратился в прокуратуру. Подал в суд.

Как митрополит Тихон усмотрел в постановке оскорбление чувств верующих - лично сходил на оперу или поверил на слово кому-то из прихожан, кто вернулся из театра в расстроенных чувствах - не совсем ясно. Но как-то усмотрел.

Премьера оперы состоялась в Новосибирском Театре Оперы и Балета - не в самом последнем театре города, да и вообще страны.

Постановку смотрел целый ряд искусствоведов, не говоря уже о директоре театра. Никого из специалистов опера не возмутила. Наоборот, была масса положительных отзывов. Газета "Музыкальное обозрение", к примеру, назвала новосибирскую постановку спектаклем года.

Получилось разногласие. Деятели театра постановку одобрили, РПЦ оказалась возмущена. Мнения резко разошлись.

Не исключено, что свое влияние на ситуацию оказали события вокруг Шарли Эбдо.

В РПЦ видимо рассудили, что Новосибирский Тангейзер - это безобразие того же порядка, что французское Шарли.

Что там на самом деле происходит на сцене в постановке Тангейзера - не знаю, не смотрел. Но что-то мне подсказывает, что это не совсем Шарли.

А главное - театральная постановка - это не газета, которая лежит во всех киосках и магазинах с картинками обнаженных пророков на самом виду. Чтобы посмотреть оперу, нужно сначала купить билет в театр, не самый дешевый, между прочим, а потом сидеть и смотреть пару часов. Это не для каждого, мягко говоря.

Конечно, режиссер наверное не отказался бы чтобы его постановку посмотрели сотни тысяч или даже миллионы. Но пока речь идет только об аудитории театралов. И эта аудитория в сравнении с бульварной Шарли Эбдо не так уж широка.

А главное, театралы - люди в основной массе образованные и культурные, смотреть низкопробное надругательство они и сами не пойдут.

Но митрополит и РПЦ видимо руководствовались другими соображениями. Так или иначе, делу был дан ход.

В результате, 10 марта, состоялся Мировой суд.

В суде выступили специалисты-религиоведы Борис Фаликов (РГГУ) и Владимир Винокуров (МГУ). Они заявили, что спектакль "Тангейзер" не оскорбляет религиозные святыни, так как в постановке их просто нет.

"То, что происходит на сцене, не имеет ничего общего с реальностью. Мы сталкиваемся с большим невежеством как религиозным, так и эстетическим", - заявил доцент Центра изучения религий РГГУ Борис Фаликов.

"Театр - это познание жизни, но не сама жизнь", - сказал доцент кафедры философии и религиоведения МГУ Владимир Винокуров.

"Это спектакль о противоречии между долгом художника и семейными связями", - слова Романа Должанского, заместителя худрука государственного театра наций и обозревателя газеты "Коммерсант". Также он отметил, что современная трактовка оперы "Тангейзер" была встречена зрителями положительно. По мнению Должанского, спектакль должен быть номинирован на "Золотую маску".

Адвокаты просили приобщить к делу открытые письма ведущих театральных деятелей России, выступивших в поддержку "Тангейзера", но суд им отказал, сославшись на субъективность писем.

Со стороны обвинения выступил доктор богословия, протоиерей Борис Пивоваров: "Это откровенное кощунство и борьба с церковью. Разжигание ненависти по отношению к христианам."

Дело закончилось так:

Судья Екатерина Сорокина внимательно выслушала стороны, взвесила аргументы и... вынесла решение о прекращении административного производства в связи с отсутствием состава правонарушения, то есть оскорбления предметов религиозного почитания.

Зал встретил решение аплодисментами, зрители кричали "Браво", просили зачитать решение суда "на бис" и забрасывали сцену цветами. Шучу!

"Тангейзера" оправдали!

Запрещать, штрафовать, подвергать цензуре и другими способами преследовать постановку суд отказался. Адвокаты удовлетворены. Прокуратура обещала подумать, собирается ли она обжаловать решение суда.

Я по делу "Тангейзера" думаю следующее:

Театр - это все-таки особый мир.

Это не телевизор, который может включить каждый морально неустойчивый гражданин и увидеть там то, что глубоко травмирует его психику. Это не газета, которая лежит в каждом киоске и глубоко оскорбляет всех проходящих мимо верующих.

Театр - это мир, в который не попадают мимоходом. В театр приходят, услышав отзывы, рекомендации, приходят на конкретных режиссеров или актеров, приходят, доверяя репертуару в целом, приходят, прочитав мнение критиков.

Это все означает, что театр сам обладает механизмами защиты от низкопробной продукции.

И если театралы, если директора крупнейших театров страны, искусствоведы, актеры и режиссеры - если они не смогут отличить произведение от подделки, чистое искусство от грязной халтуры - тогда остальное общество уж точно этого не отличит.

Давайте оставим театр театралам!

Пусть любители театра, знатоки и ценители, искусствоведы, актеры и режиссеры сами разберутся, какая постановка достойна того чтобы идти в крупнейших театрах страны, а какая нет. Пусть они разберутся в этом по своим, театральным правилам, обсуждая постановки в буфетах, в специализированных изданиях, а также у себя дома, обмениваясь впечатлениями после очередного выхода в театр.

Готов спорить, что на халтуру в стиле Шарли Эбдо настоящие ценители театра просто не пойдут.

А то, что Новосибирский Тангейзер кому-то не понравился, кто-то покинул зал, не досмотрев до конца... что ж, так бывает. Не каждая театральная постановка нравится всем.

Однако не стоит после каждого спектакля, который разочаровал или даже возмутил вас, подавать на театр в суд.

Это неправильно, когда административный суд начинает вникать в дела театра. В театре для этого есть свой суд - суд зрителей. В театре для этого есть фойе и буфет.

А про Тангейзер могу добавить еще и то, что теперь я точно знаю - это не новый Форд и не Шевроле. А вот что-то от электрошокера в нем пожалуй есть. Я тут даже задумался, пока писал... а может быть пойти посмотреть?

Tags: Новосибирск, Россия, Спектакль
Subscribe

  • Страна под домашним арестом

    Решением президента режим "нерабочих дней" в России был продлен до конца апреля. Чтобы довести эту информацию до граждан, вечером все федеральные…

  • Крым - наш. А Россия?

    Шесть лет прошло со дня так называемого возвращения Крыма в состав России. Шесть лет нам говорят, что Крым теперь наш. Это приятно слышать и хочется…

  • Война с Россией на деньги России

    О том, что деньги не пахнут, было сказано очень давно и с тех пор подтверждается с завидной регулярностью. Очередной раз актуальность этого тезиса…

promo amfora february 18, 2019 22:00 27
Buy for 50 tokens
Представляю вашему вниманию новый журнал (сообщество) о "достижениях" современной российской политики и экономики - На дне! Журнал создан для сбора ценных сведений и интересных заметок по указанной теме. Для начала в журнал добавлено следующее: Зарплата рабов Сергей Юрский: Не покидает…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 54 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Страна под домашним арестом

    Решением президента режим "нерабочих дней" в России был продлен до конца апреля. Чтобы довести эту информацию до граждан, вечером все федеральные…

  • Крым - наш. А Россия?

    Шесть лет прошло со дня так называемого возвращения Крыма в состав России. Шесть лет нам говорят, что Крым теперь наш. Это приятно слышать и хочется…

  • Война с Россией на деньги России

    О том, что деньги не пахнут, было сказано очень давно и с тех пор подтверждается с завидной регулярностью. Очередной раз актуальность этого тезиса…