Alex Rusin aka amfora (amfora) wrote,
Alex Rusin aka amfora
amfora

Заставь дурака Богу молиться

Очень часто люди видят теории заговора там, где их успешно заменяет обыкновенная человеческая глупость и желание выслужиться. Тщеславие и гордыня. Нежелание подумать о последствиях. Элементарная лень.

Нет, где-то заговоры, конечно, существуют. Но на один настоящий заговор в нашем мире приходится дюжина глупостей и три дюжины непомерно исполнительных чиновников, либо наоборот перестраховщиков, которые так боятся что-нибудь сделать неправильно, что семь раз не делают ничего, когда это необходимо, а на восьмой раз делают нечто совершенно ненужное, когда этого совершенно не требуется.

Не случайно говорят, что простота хуже воровства.

И не случайно говорят, что заставь дурака...


Яркой иллюстрацией этой народной мудрости, причем очень буквальной иллюстрацией, стала история с с Тангейзером.

Вот смотрите:

Поставил малоизвестный провинциальный режиссер в провинциальном театре спектакль. Где-то в Сибири. Пусть даже в сибирской столице. Но это не Москва и даже не Питер. Никто кроме искусствоведов про эту постановку за пределами Новосибирска и знать не знал и не узнал бы. Искусствоведы, коллеги и узкий круг заядлых театралов. Все.

На спектакль могли бы сходить... сколько? Десять тысяч зрителей? Двадацать?

Что характерно, люди на такие постановки ходят далеко не случайные. Никакой пацанчик с раёна просто так от нечего делать на оперу не пойдет. Пацанчик скорее пойдет на футбол или хоккей. А тут - опера! Не попса с дискотекой, а опера! Четыре часа сидеть и слушать либретто!

Это я к тому, что люди на такие постановки приходят не просто так. Приходят люди со сложившимся мировоззрением, с подготовкой. И если кому претит обнаженка рядом с распятием, тот просто не приходит. А если и приходит, то быстро уходит. И второй раз на этого режиссера вряд ли пойдет. И другим не будет советовать.

А если оказывается, что постановка, несмотря на все спорные сцены, вполне удачна, то никто не будет даже воспринимать ее как богохульство, а будет воспринимать именно как художественное произведение.

К примеру, у Булгакова Маргарита тоже нагишом летала. И распятие там присутствовало, хотя и в других сценах.

В общем, сходили бы зрелые, повидвашие спектаклей, люди на новую постановку и сделали бы вывод о том, можно так или нельзя. Конечно, мнения могли разделиться и скорее всего разделились бы, но большинство наверняка сделало бы правильный вывод.

А главное - вывод был бы сделан без лишнего шума, в буфете, в обсуждениях по возвращении домой. Кто-то написал бы свой отзыв на форум или в соцсеть. И все!

Именно к этому поначалу и шло.

Так зачем было митрополиту высказываться про спектакль публично?

Зачем было подавать иск в суд?

Кто за язык тянул?

Ведь РПЦ сама создала конфликт, причем сразу в публичном пространстве. Да еще какой конфликт! Суд! РПЦ судит театр!

Естественно, что начался переполох. Пошла стенка на стенку. С одной стороны, деятели искусства, которые вполне резонно возмутились тем, что церковь вникает в театральные дела, какими бы они ни были. С другой стороны, защитники православной веры.

А к защитникам православия еще и ценители Вагнера подключились, которых возмутил сам факт отклонения от исходника.

Красота!

Вот кто мешал тихо пожаловаться в минкульт и попросить снять спектакль? Простым внутренним решением минкульта. Ну да, кто-то все равно остался бы недоволен. Например, режиссер. Но все равно было бы раз в десять тише.

А получилось что?

Сначала суд. Прецедент! Прецедентище! Впервые в России! Церковь судит театр! Пусть даже иск подала прокуратура, а не РПЦ, но суть дела от этого не особенно меняется. Поводом к иску было именно заявление митрополита. И на слушаниях в суде присутствовал представитель РПЦ. Поэтому для публики суд выглядел именно как РПЦ против театра.

И вообще, такой иск сам по себе очень плохо характеризует РПЦ. Не дело церкви инициировать судебные разбирательства в мирских судах. Ни прямо, ни косвенно. У церкви для этого есть свой суд. Предавайте у себя анафеме сколько угодно. Зачем в мирской суд ходить?

Кстати, у кого было сказано "не судите и не судимы будете"?

Ладно, подали в суд. Суд постановку оправдал. Казалось бы, на этом надо законсить. Раз уж выбрали мирской суд как инстанцию по решению конфликта, надо слушаться. Сами же в суд обратились.

Нет! Не устроило решение суда!

Прокуратура решила обжаловать решение, а кто-то из "помощников" РПЦ взял и организовал митинг.

Спрашивается: зачем вообще обращались в суд, если оправдание спектакля не собирались признавать?

Сразу надо было митинговать. Сразу надо было говорить, что готовы идти до последнего, пока постновку не снимут. Майданить, жечь покрышки, бросать в театр бутылки с бензином и штурмовать ряды беркута. Православие понад усё! В борьбе с богохульством все методы хороши! Получилось-то так.

Прошел митинг против спектакля, потом митинг за...

В итоге, минкульт своим решением, уже безо всякого суда, снял спектакль и уволил директора театра.

Так почему с самого начала нельзя было так сделать?

Зачем суд был нужен? Зачем митинги?

В результате имеем:

1. РПЦ прямо или косвенно вмешались в светскую жизнь.
2. Решение суда умножено на ноль, тем самым показано, что судебная власть ничтожна и смысла не имеет, поскольу неудовлетворенная сторона все равно, тем или иным способом, добивается своего.
3. Страсти накалены.

А главное - вместо того, чтобы спектакль посмотрели десять тысяч искушенных театралов и тихо обменялись мнением в буфете по итогам просмотра, вместо этого про спектакль узнала вся страна и начались холивары, причем большинство реплик строится по принципу "не смотрел, но осуждаю" или "не смотрел, но одобряю".

То есть конфликт театра и церкви вынесен в публичное пространство и в нем участвует на порядок больше народу, чем посмотрело бы спектакль.

И доводы строятся, что важно, не на просмотре спектакля, а на собственных домыслах. И многие уже такое нафантазировали, чего в спектакле даже близко нет. Чуть ли не анальный секс всех со всеми, сопровождающийся испражнениями.

В итоге, все получилось в десять раз масштабнее и в три раза грязнее, чем в исходном спектакле.

Получился тот же самый спектакль, но не внутри театра, исполняемый актерами и наблюдаемый относительно подготовленными зрителями, а открытое реалити шоу "кто во что горазд" по принципу "играют все", стенка на стенку. И с самыми настоящими испражнениями, только словесными.

За что боролись, на то и напоролись.

И устороили все это... сама РПЦ, прокуратура и минкульт.

Заметьте, не режиссер устроил финальный бой с киданием фекалиями, а сами "охранители православия". Режиссер тихо ставил спектакль у себя в театре, а борьбу в грязи инициировала прокуратура с подачи РПЦ.

Митрополит публично высказался, прокурор подал иск в суд, представитель РПЦ поучаствовал в процессе, проиграли, решили подать апелляцию, вместо апелляции провели публичный митинг, в итоге минкульт сделал то, что мог тих сделать с самого начала - снял спектакль. Но только сделано это было в конце, когда страсти уже накалились и публика начала следить за происходящим.

Получилось примерно как на Украине.

Янукович был плохим президентом, но метод, которым его сместили, оказался хуже на порядок. Усугубили все проблемы, которые только могли усугубить. И в итоге на место Януковича сел Порошенко. Заменили, называется.

Так же с Тангейзером.

Спектакль был, мягко говоря, спорным. Может быть даже очень спорным. Но метод, которым его снимали - это просто балаган. Еще больший балаган, чем сам спектакль. И в итоге в десять раз больше народу посмотрели в десять раз более грязный спектакль. Причем не с бутафорским распятием, а с реальной РПЦ в главных ролях.

Ну что сказать? Молодцы!

Некоторые говорят, что режиссер провокатор, что все было подстроено...

Правда что ли?

Вы серьезно верите, что провинциальный режиссер так ловко все придумал? И то, что митрополит выскажется, и что прокурор в суд подаст - вот прямо все это было спланировано? Одним человеком? И то, что суд оправдает постановку, а противники все равно не успокоятся, проведут митинг и спектакль в итоге снимут - это тоже провинциальный режиссер заранее придумал?

На самом деле все проще.

Митрополит просто не подумал, что его публичное высказывание сработает как детонатор. А когда оно сработало, не счел нужным вовремя перевести конфликт на уровень минкульта.

Прокурор скорее всего хотел продемонстрировать всем свою бдительность по охране православных ценностей и духовных скрепов. И тоже не подумал, к чему такая охрана приведет.

А потом возникли организаторы митинга. Которые тоже думали, что делают доброе полезное для церкви дело. А получилось наоборот.

В общем, как на Украине. Как в Донбассе. Как в Крыму. Один высказался про самый большой разделенный народ, не подумав о последствиях, другие пошли защищать Славянск, третьи начали мутить с проектом Новороссии, в итоге решили вернуть Донбасс на прежнее место, но только города уже порушены и погибли тысячи людей. Не находите аналогий?

Думаете, все было спланировано именно так?

А я думаю, что это просто балаган. Глупость одних, тупая исполнительность других, бессмысленное охранительство третьих. Получите результат.

И с Тангейзером так же.

Церковь в итоге нарушила собственные принципы и подтвердила целый ряд поговорок:

Заставь дурака Богу молиться - он и лоб разобьет.

Хотели как лучше, а получилось как всегда.

Благими намерениями устлана дорога в ад.

Богу богово, а кесарю кесарево.

Не судите и не судимы будете.

А еще....

"Согласно Библии, Хам повёл себя постыдным образом во время опьянения своего отца Ноя. Он увидел и рассказал братьям про наготу отца своего (Быт. 9:22). Обычно это место трактуется как насмешка и неуважение к отцу, что в дальнейшем вошло в содержание термина хамство."

Так вот:

То, что сделала РПЦ и ее "помощники" - это самое настоящее хамство, прямо по Библии. Потому что они вынесли на публику срам, который углядели в театральной постановке. Да, там действительно был срам. Была нагота. Но идти и рассказывать про это братьям - точное повторение поступка библейского Хама.

Tags: Россия, Спектакль
Subscribe
promo amfora february 18, 2019 22:00 27
Buy for 50 tokens
Представляю вашему вниманию новый журнал (сообщество) о "достижениях" современной российской политики и экономики - На дне! Журнал создан для сбора ценных сведений и интересных заметок по указанной теме. Для начала в журнал добавлено следующее: Зарплата рабов Сергей Юрский: Не покидает…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 150 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →