Alex Rusin aka amfora (amfora) wrote,
Alex Rusin aka amfora
amfora

Театр ушел в отрыв

Все, не трогаем больше религию. Довольно. И вопрос расходования государственных средств на театральные постановки тоже давайте отложим в сторону, это отдельная тема. Очень важная, но все равно отдельная. Сейчас о другом.

Хочу сказать про современный театр как таковой.

Вообще, я не большой знаток театра - сразу признаюсь. Поэтому буду говорить как обычный горожанин, который ходит в театр "по большим праздникам раз в год".

Чаще всего я сталкиваюсь с театром даже не в самом театре, а в разных новостях, анонсах, афишах. И еще в интернете. Кое-что смотрю в записях через интернет. Даже чаще смотрю в записях, чем живьем.

И вот, что мне последнее время показалось...

Выродился театр. Ушел в отрыв.


Нет, классика осталась. Классика осталась классикой. Впрочем, ее я меньше всего смотрю. А вот современные постановки... увы и ах.

Театр оторвался от простого гражданина. Театр выработал какой-то свой язык и этот язык постепенно становится птичьим. Понятным только птицам. То есть самим деятелям театра. Искусствоведам. И какой-то очень узкой театральной тусовке.

Этот язык вырабатывался не один день. Десятилетиями театр нарабатывал свой язык. Но в советский период данный процесс шел едва заметно, неспеша. А вот после того как началась рыночная эпоха, когда театр столкнулся с жесткой конкуренцией со стороны других мест проведения досуга - выработка нового театрального языка понеслась галопом куда-то вдаль.

Театр начал пытаться удивить, сказать и показать что-то такое, чего не скажут и не покажут в кино, чего нет в стрип-барах и других развлекательных заведениях.

И началось... какие-то инсталляции на сцене, безумные декорации, новые приемы, новые подходы...

И вот смотришь какой-нибудь анонс, трейлер, новость с фрагментом спектакля и возникает вопрос - о чем это вообще? Что это за хбз?

И для кого это все?

Для тех, кто ходит в театр каждую неделю?
Для тех, кто живет этим?

То есть для узкого круга "своих"?

Театр перестал быть местом, понятным и доступным для простого зрителя, неискушенного, не знающего "птичий язык" современного театра.

Театр перестал быть местом, где простому зрителю показывают жизненные ситуации, трагичные и комичные, проблемные и победные, показывают так, чтобы было понятно, доступно, чтобы зритель узнавал в героях самого себя.

А если зритель не узнает в героях самого себя, то к чему вообще ходить в театр? Просто смотреть на изыски декораций и необычные режиссерские ходы?

Зачем?

Чтобы посмотреть на фокусы, есть цирк.
Чтобы посмотреть на удивительное, есть кино.

Функция театра, как я ее понимаю, в другом. В том, чтобы зритель увидел в нескольких метрах от себя живого человека - не изображение на экоане, а живого человека - в жизненной ситуации, такой, которая могла случиться с самим зрителем.

Поэтому неестественные декорации и замысловатые режиссерские ходы - это какой-то неправильный театр. Птичий театр. Театр, ушедший в отрыв от простого зрителя. Улетевший в космос.

Не хватает понятного театра.

Чтобы приходить туда в пятницу вечером или в субботу и смотреть жизненные сценки так, словно они происходят с тобой. Прожить маленький кусочек жизни с героями. В кино так нельзя. В кино ты просто зритель, сторонний наблюдатель, несмотря ни на какие высокотехнологичные форматы. А в театре можно почувствовать себя участником. Если, конечно, понимать, что происходит на сцене. Если театр говорит на понятном языке.

Это, конечно, мое мнение. Может быть другим нужен какой-то другой театр. Но я же пишу про себя.

Мне хочется понятного.

И такой театр на самом деле есть.

Есть Гришковец. Есть Квартет И. Смотришь их и все понятно. Это про жизнь. Про нашу жизнь. Это не просто может быть - это бывает. Вот герои, они говорят о понятных вещах, на понятном языке.

А еще... вы будете смеяться, но мне кажется примером театра, возвращающегося к истокам, являются Уральские пельмени. Правда они позиционируются как шоу, но по сути это самый настоящий театр. А то, что они без театрального образования, что у них ляпы в каждой второй сцене, что декорации выглядят очень бутафорскими... так это и есть театр, каким он должен быть.

Театр - это не жизнь, это упрощение жизни, воспроизведение отдельных эпизодов, сюжетов, сцен. И он не должен быть стопроцентно реалистичен. Нишу реалистичности заняло кино, там все доведено до предельно натурального вида, снято, смонтировано и кое-где дорисовано на компьютере.

В театре уже нельзя добиться такой реалистичности как в кино. И не надо гнаться за ним. Пусть театр будет таким, каким и был - с ляпами, с бутафорскими декорациями, с отклеивающимися усами.

Театр - это не жизнь, это пересказ жизни. Пересказ своими словами. Игра.

Театр - это игра. И пусть будет видна эти игра.

Но главное - чтобы это была понятная игра.

Потому что смотришь инода анонс... о чем они?
Про что? Кто это? Что за хбз?

Subscribe
promo amfora february 18, 2019 22:00 27
Buy for 50 tokens
Представляю вашему вниманию новый журнал (сообщество) о "достижениях" современной российской политики и экономики - На дне! Журнал создан для сбора ценных сведений и интересных заметок по указанной теме. Для начала в журнал добавлено следующее: Зарплата рабов Сергей Юрский: Не покидает…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →