Alex Rusin aka amfora (amfora) wrote,
Alex Rusin aka amfora
amfora

Трагедия под Хабаровском и не только

О ДТП под Хабаровском наверное знают уже все. Столкнулись два автобуса. 16 погибших, 10 тяжело раненых, 46 легкой и средней тяжести.

Непосредственная причина ДТП - водитель одного из автобусов неосторожно объезжал место ремонтных работ, на большой скорости выехал на полосу встречного движения и не смог избежать столкновения.

В принципе, вина одного из водителей очевидна. Даже если ремонтная бригада не поставила какой-то знак, водитель все равно должен был снизить скорость и осуществлять объезд с максимальной осторожностью. Дело было в светлое время суток и дорожно-строительная техника на трассе наверняка была видна издалека. Был бы горный серпантин, ночь, тоннель или какой-нибудь сложный выезд откуда-то - другое дело, но в данном случае водитель явно проявил неосторожность и спешку, которая привела к трагедии.

Доля вины второго водителя наверное тоже есть, даже если он двигался по своей полосе. Он обязан был учесть, что на встречной полосе ведутся работы и дорога на участке работ превращается в однополосную.

Но это только непосредственные причины ДТП.


А есть другая причина - та, по которой указанные выше непосредственные причины ДТП оказались за рулем.

Особенно важно, что эти причины ДТП оказались за рулем не личного, а общественного транспорта.

Конечно, "опасные водители" за рулем личного транспорта - тоже плохо. Сколько таких вылетают на встречку, сколько сбивают пешеходов, сколько было автомобилей, вылетевших на тротуар или остановку. Но установить контроль за водителями личного автотранспорта - дело объективно сложное, хотя этим тоже можно и нужно заниматься.

А вот контроль за водителями общественного транспорта, от квалификации и состояния здоровья которых зависят жизни десятков пассажиров - это просто-напросто первоочередная задача.

Но есть ли этот контроль?

В интервью "Вестям" по поводу данного ДТП один из сенаторов Совета Федерации (фамилию не запомнил, но можно поискать на сайте Вестей) сообщил интересную вещь:

Контроль за автопарками (в том числе общественного транспорта) некоторое время назад был передан от ГИБДД к частным компаниям!

Это значит, что сейчас ни техническое состояние, ни подготовку водителей государственная инспекция не проверяет. Только частные фирмы.

Таким образом, состояние автобусов и водителей сегодня полностью на совести частников. Автопарк - частный, проверяющие его организации - тоже частные.

О чем в первую очередь заботится частник? О прибыли!

Это значит, что общественный транспорт сегодня - этакая рулетка. Если у владельца автопарка совести побольше, а финансовые амбиции поменьше - тогда можно рассчитывать, что автобус исправен, а водитель хорошо подготовлен и не работает в две смены, при плохом самочувствии и без выходных. Если же у владельца автопарка и проверяющей его организации совести поменьше, а аппетиты побольше - тогда получите экономию на каждой гайке и эксплуатацию водителей "в хвост и гриву".

А когда экономится на каждой гайке и водитель работает сверх нормы, без выходных и с плохим состоянием здоровья - авария рано или поздно случится, вопрос лишь в ее масштабах. Где-то обойдется легким испугом, а где-то - получай, страна, дюжину трупов.

Не в этом ли причина такого количества крупных аварий, случившихся за последнее время?

А теперь, внимание - вопрос:

Что у нас сегодня говорилось на совещании у президента?

На совещании у президента специально вызванный по поводу ДТП чиновник показывал фотографии с места аварии, доложил об отсутствии дорожного знака о проведении работ и еще запланировали до конца года выработать комплекс мер по ужесточению ответственности...

И никто на совещании не поставил вопрос о возврате контроля над автопарками в ведение ГИБДД.

Вот картинки с места происшествия - это именно то, что нужно показать президенту. И количество дорожных знаков вместе с президентом нужно было посчитать.

Это называется показуха.

Чиновники продемонстрировали президенту, что они работают над проблемой и у них все под контролем - вот, даже число дорожных знаков известно и картинки есть. Президент сделал вид, что тоже контролирует ситуацию и внимательно следит за решением проблемы - даже о количестве дорожных знаков на месте ДТП теперь знает.

И все вместе они продемострировали народу, что все под контролем, случись что - власть на месте, готова моментально разобраться в проблеме и что-то решить.

Это не решение проблемы, а одна видимость.

Завтра все забудут о случившемся и так до следующего раза. А следующий раз соберутся чтобы снова посмотреть картинки с места ДТП, посчитать дорожные знаки, снова президент строго спросит "почему у нас последнее время так много аварий с большим количеством жертв", а чиновники возьмут на себя повышенные обязательства разработать меры по ужесточению, недопущению и прочему усилению контроля.

Кстати, а вы не задумывались, почему вообще такие ситуации разбираются на уровне президента прямо в день происшествия?

В чем смысл такого быстрого реагирования в Кремле?

Быстро реагировать должны оперативные службы - скорая, полиция, спасатели, пожарные. И они, насколько мне известно, реагируют.

А что должен в срочном порядке решать президент по поводу подобных трагедий?

Разве без решения президента врачи не начнут оперировать пострадавших? Не начнется расследование? Пожарные не потушат пожар?

По идее, все оперативные действия в подобных ситуациях должны производиться без участия Кремля и даже без участия губернатора. Для этого есть соответствующие службы.

На уровне президента надо решать общие вопросы, как предотвратить подобные ситуации в дальнейшем. Но решать это нужно не в спешке, а после сбора и анализа данных. Когда выяснится, почему стала возможной та или иная трагедия, когда появятся предложения по устранению подобных ситуаций - тогда уже и надо совещания по этому поводу проводить.

По логике, выглядеть все должно так:

1. В день трагедии президенту докладывают и он объявляет, что будет контролировать данную ситуацию лично, это чтобы никто не расслаблялся. В службах техподдержки это называется "создать тикет", когда заводится файл (дело) по возникшей проблеме. И не нужно полчаса лясы точить в день трагедии, не нужно считать число дорожных знаков вместе с президентом, это работа для местных служб.

2. Компетентные органы должны разобраться в причинах, обычно для этого достаточно несколько дней. Чиновники, депутаты и сенаторы должны подготовить предложения по изменению законодательства или процедур исполнения существующих законов и нормативных актов. На подготовку предложений тоже хватит несколько дней.

3. На совещании у президента через несколько дней докладывают: причина - плохой водитель (строитель, прораб, инспектор или кто-то еще); причина этой причины - плохой контроль (низкая квалификация, коррупция или что-то еще); исправить положение можно так, так и так. Президент определяет, кому поручить реализацию предложенных исправлений положения и назначает ответственного. И срок. Все.

Собственно это основы управления. Возникла проблема, разобрались в причинах, выработали варианты решений, определились с решением, назначили исполнителя и срок.

А что происходит у нас?

Случилась трагедия - тут же у президента проходит совещание по этому поводу. Еще в причинах до конца не разобрались, полной картины происшествия нет, а они уже совещаются по полчаса. И все телеканалы показывают совещание у президента, чтобы народ видел, что все под контролем и президент вникает в каждую деталь, вплоть до числа дорожных знаков.

Далее чиновники берут на себя повышенные обязательства разобраться, усилить, улучшить, углубить, расширить и больше не допускать, а президент поддерживает чиновников в их начинании и добавляет, что разобраться надо обязательно, а то у нас последнее время что-то слишком часто происходит такая фигня.

И на этом все. Чиновники расходятся разбираться, расширять, углублять, не допускать... и с концом.

Вот кто-нибудь видел, чтобы спустя неделю или месяц после трагедии проводилось совещание, где чиновники во всем разобрались, доложили президенту и выработали конкретное решение? Не абстрактное "усилить, улучшить и не допускать", а конкретное?

Лясы точить в день катастрофы - это всегда, а вот чтобы через неделю конкретно доложить, почему возникла подобная ситуация и как ее исправить - не припоминаю.

Так же было при пожарах в ИНИОН и Казанском ТРЦ, так же было при обрушении казармы под Омском, так же было во многих других случаях.

Иногда потом судят кого-то, иногда президент потом посещает место пожара или наводнения, но совещаний с объявлением системных причин и выработкой системных решений я не припоминаю.

А происходит так потому, что в Кремле ведется работа не на результат, а на публику.

Показуха.

В день трагедии, когда все СМИ кричат о случившемся, надо показать, что власть напряженно работает над решением проблемы и все находится под контролем.

Вместо пятиминутного "открытия тикета", то есть постановки вопроса на контроль - получасовое совещание "ни о чем".

На следующий день новость ушла с передовиц - все, можно уже не вспоминать. Через неделю - тем более. Какие там причины трагедии, какие предложения по системному решению проблемы - неважно. СМИ забыли и Кремль успокоился.

И еще у многих трагедий так или иначе фигурирует одна общая причина - передача функций государства частным компаниям. И сокращение инспекций.

Передали функции контроля в строительстве частным компаниям - начали гореть и рушиться здания.

Передали в частные руки общественный транспорт и контроль автопарков - получили массу ДТП.

А Кремль раз за разом создает видимость контроля над ситуацией, видимость большой управленческой активности и видимость усиленной работы над ошибками.

Показуха. Работа на публику, а не на результат.

И передача функций государства в частные руки.

И пока в Кремле не изменится подход к делу, у нас и дальше будут сталкиваться автобусы, рушиться казармы и гореть торговые центры. И не только.

Tags: Власть, Россия
Subscribe
promo amfora february 18, 2019 22:00 27
Buy for 50 tokens
Представляю вашему вниманию новый журнал (сообщество) о "достижениях" современной российской политики и экономики - На дне! Журнал создан для сбора ценных сведений и интересных заметок по указанной теме. Для начала в журнал добавлено следующее: Зарплата рабов Сергей Юрский: Не покидает…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 88 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →