Сегодня в катастрофе Аэробуса погибли 224 человека. Вне всяких сомнений, это трагедия. Завтра в России объявлен день траура. Но даже без официальных объявлений траура всем и так понятно, что произошло.
Однако если сравнить число жертв авиакатастроф и ДТП, то получится, что автотранспорт опаснее на два порядка, по числу жертв он лидирует с большим отрывом. На дорогах гибнут в десятки, даже в сотни раз больше людей - водителей, пассажиров, пешеходов.
Почему тогда нас так шокирует авиакатастрофа и не шокируют постоянные ДТП, которые случаются каждый день?
Неужели фраза, приведенная в начале текста, настолько чудовищно-верна и двести погибших пассажиров Аэробуса - это трагедия, а тысячи погибших за последний год на дорогах - всего лишь статистика?
Нет, дело наверное не в количестве погибших.
Ведь случаются и крупные ДТП, когда счет пострадавших идет на десятки - и это тоже воспринимается как трагедия, тоже объявляется траур, если не по всей стране, то по крайней мере в городе, где все произошло.
Дело наверное в обыденности или, наоборот, исключительности случая.
ДТП с одним или двумя погибшими - в масштабах страны обыденность, федеральные каналы даже не выпускают по этому поводу новостей, разве что участником ДТП становится известный человек.
На рядовые ДТП обращают внимание только те, кто проезжает мимо. Если погиб водитель, который не справился с управлением - ему даже не особенно сочувствуют, кто же ему виноват? Если погиб водитель, который ничего не нарушал или пешеход - находится виновный в ДТП и гнев очевидцев обрушивается на него. На этом и заканчивается оценка данного конкретного происшествия.
И все эти относительно небольшие ДТП, с одним или двумя погибшими, проходят незаметно для страны, складываясь в статистику ГИБДД, на которую многие и не смотрят никогда.
Точно так же большинство из нас не смотрит на статистику погибших при других обстоятельствах. Кого-то ударило током, кто-то упал с лестницы, кто-то отравился или погиб при пожаре.
Мелкие рядовые происшествия проходят незаметно и сливаются в статистику. Трагедиями они становятся только для родственников погибших, реже для свидетелей, совсем редко - для города, если происшествие покажут в местных новостях.
К отдельным ДТП и пожарам с одиночными жертвами мы просто привыкли, относимся к ним как к части нашей жизни, как к неотъемлемой части повседневной суеты.
ДТП - это часть дорожного движения. Не хочешь попасть в ДТП - соблюдай правила, будь осторожен, только и всего.
Ударило током - не надо было лезть в розетку. Сгорело - надо было осторожнее обращаться с огнем. Упало - надо было лучше закреплять.
Погибший в повседневных происшествиях зачастую виноват сам, а если не виноват - значит не повезло, случайность, злой рок, судьба, - говорим мы. Если вообще узнаем о случившемся. И живем дальше.
И только когда случается что-то особенное, выходящее из ряда вон, совершенно неожиданное, внезапное - то, что случается не каждый месяц и даже не каждый год - тогда мы содрагаемся, говорим о трагедии, обсуждаем, сочувствуем погибшим всей страной...
Так было с "Хромой лошадью".
В Хромой лошади погибло меньше людей, чем гибнет на пожарах по стране из месяца в месяц, но они погибли в одном месте, в одно время - и это стало нашей общей трагедией.
Крушение теплохода Булгария - тоже была трагедия.
Хотя сколько людей тонет каждое лето по всей стране?
Грузовик въехал в автобус - трагедия, террорист взорвал троллейбус - трагедия, погибла хоккейная команда - трагедия.
Трагедия - это то, что случается не каждый день, не каждый месяц и даже не каждый год. То, что обращает на себя внимание. То, чего, казалось бы, не должно было произойти, а оно произошло.
Вот поэтому катастрофа Аэробуса с двумя сотнями погибших - трагедия, а тысячи погибших за последний год в ДТП - статистика.
ДТП происходили, происходят и будут происходить, изо дня в день. Крупные ДТП - редкость, они тоже воспринимаются как трагедия. А мелкие мы даже не замечаем.
Мы выходим на улицу и видим поток машин - сотни, тысячи машин. А сколько всего машин в крупных городах? Если одна из ста тысяч разбилась - кто заметит? Только очевидцы.
Но самолет - это нечто большое, надежное, самолеты не должны падать, упавший самолет - это братская могила сразу на две сотни человек, это нас пугает, шокирует, привлекает внимание.
Поэтому когда самолет все-таки падает - мы называем это трагедией и объявляем день траура.
А когда где-то случается ДТП с одним или двумя погибшими - мы даже не узнаем этого, хотя такие ДТП случаются каждый день, по нескольку в день. Потому, собственно говоря, и не узнаем, что они случаются каждый день.
И небольшие пожары случаются каждый день.
Просто так устроен человек, что обыденная смерть, рядовая, привычная - это действительно статистика. А трагедия - это то, что обращает на себя особое внимание, выбивается из обыденной жизни, нарушает привычный ритм, заставляет задуматься, остановиться, либо... либо касается человека самого...
Что можно по этому поводу сказать?
Желаю, чтобы лично у вас не случалось трагедий.
А статистика... от статистики никуда не деться.
Потому что статистика - это то, что всегда.
Journal information