Alex Rusin aka amfora (amfora) wrote,
Alex Rusin aka amfora
amfora

Крупных много не бывает

Возник тут у меня с одним товарищем принципиальный спор на тему, хорошо ли это, что тендеры на крупные инфраструктурные проекты выигрывают самые крупные и опытные подрядчики, которые в результате выполнения этих проектов становятся еще крупнее и опытнее, как следствие выигрывают снова и снова. Получается, что крупные проекты выполняют одни и те же подрядчики и к ним не подступиться.

С одной стороны, эта система понижает уровень конкуренции и ведет к появлению чего-то вроде локальных монополий.

А с другой стороны - какой есть вариант?


Поручать крупные проекты всяким ИП Почтальон Печкин и ООО Кот Матроскин, в которых работают два человека - директор и бухгалтер - плохой вариант. Получится полная вакханалия. Если убрать из требований к подрядчику на крупный инфраструктурный проект критерий опыта и объема активов, то выигрывать будут самые мелкие подрядчики, которые просто не способны справиться с задачей. А многие и вообще не будут браться за работу, просто выиграют тендер, получат деньги и растворятся в мировом эфире.

Отсечь мелких подрядчиков, которые заведомо не могут выполнить крупный проект и оставить несколько крупных - можно попробовать, но нужен какой-то критерий. Иначе будет простор для коррупции и ничем хорошим это не кончится - выигрывать будут не самые эффективные, а кто больше откатит.

Устраивать принудительную ротацию по принципу "один раз выиграл - два раза пропускаешь" - тоже несколько странно.

Для наглядности представьте себе, что Уралвагонзавод отстранили от разработки и выпуска очередного танка, потому что "другие тоже хотят попробовать". И что будет? Камаз - хорошее предприятие, но поручать ему выпуск очередного танка я бы не стал. Автовазу тем более.

Отстранять подрядчика от очередного заказа только потому, что другим надо дать попробовать - в крупных проектах несколько рискованно.

Этот принцип хорош на школьной и институтской практике. Один учащийся попрактиковался - уступил место другому. Запорол заготовку или зарезал подопытную мышку - не беда, научится. Но в крупных проектах такой подход не годится. Если федеральная автотрасса закончится где-нибудь в тайге - вряд ли можно будет принять оправдание "я тут сил не рассчитал".

Поэтому вполне логично, что крупные проекты выполняют как правило одни и те же подрядчики и новые в "высшей лиге" появляются нечасто.

К примеру, крупных авиапроизводителей во всем мире всего двое - Боинг и Эйрбас. И все. Во всем мире, даже не в стране.

Во всех развитых странах ситуация похожая - крупные инфраструктурные проекты и военные заказы выполняет небольшое число подрядчиков, которые очень редко меняются между собой. И если кто-то занял лидирующее положение в той или иной отрасли - это даже не на годы, а на десятилетия.

Много десятилетий на рынке компьютеров и микропроцессоров лидируют Intel и IBM. Кстати, лично мне не нравятся многие решения Intel. Архитектура 8086 вообще заслуживает проклятия. IBM тоже сильно начудили с архитектурой PC, недостатки которой в дальнейшем породили массу проблем, распространились по всему миру и дошли до наших дней.

Еще один пример - Формула-1, в которой последние несколько десятилетий главным архитектором работает Герман Тильке. Все автотрассы, построенные при нем, чем-то похожи одна на другую и даже получили название "тилькодром". Многие критикуют Тильке за однообразие решений. Но есть и другая сторона - современные трассы Формулы стали очень безопасными, в этом есть заслуга архитектора.

И что делать?

Уволить Германа Тильке за однообразие и пригласить кого-нибудь с фантазией, чтобы навертел на трассах "мертвых петель" и гонщики бились при каждом заезде? Просто ради того, чтобы стало весело? Или потому, что "Тильке засиделся"?

Доминирование одного подрядчика или одной компании на рынке имеет свои недостатки. Решения получаются несколько однообразными, не всегда оптимальными, а бюрократические машины крупных корпораций становятся похожи на государственную бюрократию со всеми ее недостатками.

Однако обратная крайность еще хуже - если подрядчики обмельчают (а при постоянной ротации они обмельчают) - начнется цирк, каждый будет придумывать свои решения и стандарты, возникнет зоопарк несовместимых устройств или чего-нибудь еще. Да и качество упадет, потому что при постоянной смене подрядчиков будут теряться опыт и ценные наработки.

Нужен какой-то баланс, но найти его непросто и искать нужно очень аккуратно, не махая шашкой.

Напомню, что в советский период подрядчики тоже работали десятилетиями и если в какой-то области был лидер, то он очень редко менялся. Вертолеты делало КБ Миля. Соосные вертолеты - КБ Камова. Пассажирские и транспортные самолеты - КБ Ильюшина, Туполева и Антонова. ГЭС тоже строили не так уж много подрядчиков. Никто не говорил "а давайте-ка для новой ГЭС новых подрядчиков выберем, а старые пусть отдохнут".

Опыт и размер компании - это своего рода гарантии качества и профессионализма при выполнении проекта, а в крупных проектах это особенно важно, потому что от их реализации зависит удобство и безопасность миллионов людей.

И тут наверное надо думать не о том, как бы отодвинуть от тендеров предыдущего победителя, как бы поделить его на части или протолкнуть новичков.

Тут надо думать о том, как подтянуть до уровня лидера тех, кто идет вслед за ним. Может быть имеет смысл объединить пару компаний, занимающих второе и третье места, то есть стимулировать слияние подрядчиков, чтобы появлялись новые опытные компании, с большим коллективом специалистов и массой наработок.

Надо действовать по принципу "одна голова хорошо, а две лучше". То есть не устранять эффективных подрядчиков, а делать более эффективными остальных.

И не надо забывать, что крупные проекты - это не месяцы, а годы, поэтому здесь не надо ожидать, что лидеры начнут меняться каждую неделю, как на велогонке Тур-де-Франс.

Tags: Россия, Экономика
Subscribe

Posts from This Journal “Экономика” Tag

  • Страна под домашним арестом

    Решением президента режим "нерабочих дней" в России был продлен до конца апреля. Чтобы довести эту информацию до граждан, вечером все федеральные…

  • Правительство в отставке, а радости никакой

    Вчера после оглашения ежегодного президентского послания случилось то, чего от президента ждали еще в 2018-м году после его переизбрания на очередной…

  • На дне: Юра, мы приехали...

    Рекомендую сегодня к прочтению: Юра, мы приехали - делаем бумажные ракеты Рассказ сотрудника центра "Прогресс" (где делают "Сююзы") о положении на…

  • Сломанный Путин

    Все-таки западные партнеры сломали Путина. Это случилось не вчера - его сломали в 2014 году, заставив отказаться от Донбасса, предать русский народ,…

  • Сегодня На дне

    Сегодня в журнале " На Дне" - Причина бедности в России Как власть душит экономику России Вчера - Рейтинг российской власти ушел в пике…

  • Сегодня На дне

    Сегодня в журнале " На Дне" - 2019 год начали за упокой, в прямом смысле слова Реальная себестоимость бензина в России Чуть ранее для тех, кто не…

promo amfora февраль 18, 2019 22:00 27
Buy for 50 tokens
Представляю вашему вниманию новый журнал (сообщество) о "достижениях" современной российской политики и экономики - На дне! Журнал создан для сбора ценных сведений и интересных заметок по указанной теме. Для начала в журнал добавлено следующее: Зарплата рабов Сергей Юрский: Не покидает…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 122 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →