?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

День Знания

Сегодня у нас 1-е сентября. День Знаний. Начало нового учебного года.

Практически это второй Новый год. А может быть даже первый, в том смысле, что начало учебного года - это точка отсчета, с которой начинается учебный цикл - один из важнейших циклов в жизни общества, а 1 января никакого особенного цикла не начинается, кроме сугубо формального календарного года.

Для тех же, кто пошел в первый класс или на первый курс института, первое сентября - это еще и начало новой жизни, начало нового большого этапа в жизни, причем не формального, а качественного. Это переход на новый качественный уровень, который сопровождается сменой отношений, сменой распорядка дня и образа жизни, повышением уровня ответственности.

1 сентября закладывается очередной кирпич в будущее нашей страны и нашего общества, потому что от того, кто выйдет из стен школ и институтов, будущее зависит самым непосредственным образом.


От школ и институтов будущее зависит в гораздо большей степени, чем от президента и правительства. Потому что президент и правительство без грамотных специалистов ничего не смогут сделать, как бы ни старались. Без грамотных специалистов ни космические корабли не будут бороздить чего бы то ни было, ни желтые жигули ударять пробегом по бездорожью. И даже Олимпиады проводиться без специалистов не будут, как бы это ни казалось просто. Только Искандеры без специалистов смогут смеяться, правда смех этот станет весьма дебильным.

К тому же, президента и правительство можно сменить. Не всегда просто, но можно. А сменить выпускников школ и институтов - никак. Засунуть обратно и наскоро переучить - не получится. Только доучивать в рабочем порядке, теряя время, деньги, а порой и жизни в авариях и катастрофах, вызванных криворукостью, скудоумием и безграмотностью.

Но самое важное - для смены президента и правительства, а также руководителей других уровней (вы же не думаете, что изменить жизнь в стране можно заменой одного человека) - нужны те, кто будет их менять. И те, на кого их будут менять. И если меняющие со сменщиками будут хуже тех, кто был прежде - ничего доброго не выйдет. Посмотрите на Украину.

Проблема Украины не в том, что народ захотел сменить власть - само по себе желание естественное и законное. Проблема в том, что новая власть оказалась хуже прежней. А хуже она оказалась потому, что хуже были те, кто ее менял - начиная от выступающих со сцены майдана и заканчивая скачущими на площади.

Плохо образованные люди, вышедшие на майдан, не могли, да и не хотели понять, что помогают прийти к власти не лучшим, а худшим. Не хотели разобраться. Не хотели думать.

Никого на майдане не смутило, что в их акции принимают участие иностранные политики, которые служат своим странам, а не Украине, а значит поддерживают майдан в интересах других стран. Не смутило то, что участие иностранных политиков в майдане противоречит идеям независимости, за которые их агитируют со сцены. Не смутило и многое другое.

Так случилось потому, что вышедшие на майдан люди разучились думать, разучились сопоставлять, разучились смотреть в корень проблемы. Уровень сознания участников майдана оказался на порядок ниже, чем уровень сознания организаторов, поэтому вместо народного вече получилось стадо, которое
пастухи загнали туда, куда захотели.

И дело не только в тех, кто выходит на площадь - дело во всем обществе целиком. Если уровень образования падает, если падает уровень сознания в обществе, то падает качество руководства на всех уровнях. Потому что откуда возьмутся грамотные руководители, если не из тех же выпускников школ и ВУЗов? А если откуда-то и возьмутся, то сами либо деградируют, либо уедут из страны.

Элита и народ взаимосвязаны - не нужно думать, что элита целиком выходит из каких-то совсем отдельных школ. Отдельные школы существуют, но все руководство они подготовить не смогут. Значительная часть тех, кто в будущем станет элитой, все равно учится в обычных школах и ВУЗах, а значит уровень образования и уровень сознания будущей элиты тоже зависит от того, кто и чему научит сегодняшних школьников и студентов.

1 сентября закладывается все - кто и как будет запускать космические корабли, кто и как будет строить дома, кто и как будет выпускать желтые жигули и так далее, вплоть до того, кто и как будет менять президента и правительство и на кого их будут менять.

Все наше будущее так или иначе растет из 1 сентября.

Потому что кадры решают все.

Это значит, что государство должно уделять образованию наибольшее внимание, потому что это самый важный процесс, определяющий будущее страны.

На образовании держится все остальное - и наука, и медицина, и армия, и правоохранительные органы, и даже само образование, потому что будущие учителя тоже сегодня учатся в школах, их больше негде взять, кроме как из этих же школ.

Но происходящее в сфере образования наводит меня на мысль, что наше государство уделяет этой сфере не так много внимания, как должно. А когда уделяет, то делает не совсем то, что нужно. Это мягко говоря.

Советская система образования была лучшей в мире - это признавали даже в США. Президент США Кеннеди сказал, что Советский Союз выиграл космическую гонку за школьной партой - и это была правда. В СССР была лучшая в мире физмат-школа. Система образования - это наверное лучшее, что вообще осталось от Советского Союза после 1991 года.

Так зачем было реформировать лучшую в мире систему образования?

Зачем нужно переводить школы и ВУЗы на коммерческий путь?

Чтобы окупались?

Но школы и ВУЗы - это не магазины и не складские терминалы, они не должны приносить деньги в чистом виде, они должны выпускать специалистов, которые внесут свой вклад в экономику в будущем.

У школ и ВУЗов не может быть инвесторов, потому что ни один частный инвестор, во всяком случае в России, не работает со сроками окупаемости порядка 50 лет.

Да и вообще неправильно подходить к школам и ВУЗам как к коммерческим предприятиям. Потому что школы и ВУЗы должны работать как система, а такая большая система с таким длинным циклом выпуска может управляться только на уровне государства.

Но главное - школы и ВУЗы, точнее выпускаемые ими специалисты нужны государству и обществу, а не частным инвесторам. Инвесторам нужны деньги, быстрее и больше, а это совсем другое.

Поэтому развивать систему образования должно именно государство. И вкладывать в образование нужно много больше, чем в армию, потому что образование дает и армию, и медицину, и науку, и промышленность, и все остальное.

Система образования формирует будущее нашего государства и общества.

Тогда почему наша власть обращается с системой образования так, словно это не истоки нашего будущего, а какая-то обуза, досадное недоразумение, пустая трата денег?

У меня на это есть только один ответ - нашей нынешней власти безразлично будущее России.

Президент и правительство живут настоящим, по принципу "после нас хоть потоп". Они проедают будущее. Берут кредиты, чтобы спустить полученные средства на сиюминутные проекты, а возвращали их чтобы следующие поколения. Экономят на образовании, чтобы потратить сэкономленное "здесь и сейчас".

Но почему так?

Да потому, что они не связывают свое будущее с Россией.

Они рассуждают так, что на их век хватит, а проблемы будущих поколений пусть решают будущие поколения сами.

Они так рассуждают, потому что их дети не живут и не собираются жить в России.

Поэтому система образования - не только фундамент будущего, но еще и индикатор настоящего.

Хотите знать, что представляет собой власть - посмотрите, как она относится к системе образования. Если власть развивает образование, значит это ваша власть, которая заботится о будущем страны и связывает собственное будущее со страной. А если власть относится к системе образования как к досадному недоразумению, если экономит на нем - значит этой власти плевать на будущее страны.

Можно долго спорить о том, зачем взяли Крым, зачем построили Восточный, зачем влезли в Сирию и почему кинули Донбасс.

А можно просто посмотреть на то, как власть обращается с системой образования. И сразу становится ясно, думает эта власть о будущем страны или нет.

Когда в России установилась советская власть, то одним из первых ее проектов был ликбез - ликвидация безграмотности. Всю страну посадили за парты, хотя условия после гражданской войны были тяжелейшими, на селе (а доля сельского населения была очень велика) не было даже помещений для школ - учились в избах. Но учились! И к 30-м страна получила кадры, которыми и была обеспечена индустриализация, а затем и победа в Великой Отечественной Войне.

И после войны, когда половина страны лежала в руинах - всех, кто не успел закончить школу или институт - тоже учили. По вечерам, после работы. И страна снова получила специалистов, которые построили новые заводы. Почти все заводы, работающие сегодня были построены теми, кого учила советская власть после войны, после тяжелейшей войны. Благодаря этому СССР выиграл космическую гонку, за школьной партой, как сказал Кеннеди. Благодаря этому была создана собственная атомная бомба, атомная энергетика и многое-многое другое.

Советская власть начала с образования, потому что думала о будущем страны.

А о чем думает российская власть сегодня?

Сегодня наша власть думает только о торговле, а для этого не нужно много специалистов. Считать деньги и торговать умеют даже цыгане, которые вовсе не ходят в школу.

Нашей власти нужен персонал для обслуживания нефтедобычи, но для его подготовки хватит небольшого количества школ и нескольких профильных ВУЗов, а остальное они рассчитывают просто покупать за рубежом.

А для обучения детей элиты, которые пока не уехали за рубеж, создаются элитные коммерческие школы.

Образованный народ нынешней власти не нужен. Она просто не знает, что с ним делать, потому что сама плохо образована. И по этой же причине власть боится, что образованные люди однажды задумаются о происходящем, сделают выводы и дружно попросят прежнее руководство страны на выход, а сами сформируют новое.

Власть в России в результате переворота 91-го года и событий 90-х оказалась в руках у плохо образованных людей, которым не нужен народ умнее их самих, не нужна система народного образования, она для них и угроза и обуза. Им нужна только элитарная система образования для их детей, а также относительно небольшое количество специалистов для обслуживания топливно-энергетического комплекса. И еще училища для подготовки гвардейцев. Все.

Россия стремительно откатывается к тому состоянию, в котором она была до революции 1917 года, когда образование было уделом меньшинства, а для народа существовали три класса церковно-приходской школы.

И констатировать это очень грустно, особенно 1 сентября.

Но посмотреть правде в глаза необходимо. Особенно в этот день.

Потому что новый учебный год - это, в отличие от Нового года, не увеселительный праздник, не развлечение.

Первое сентября - это День Знаний.

И знать проблему необходимо для того, чтобы искать ее решение. Знание проблемы - это первый шаг к ее решению. Это уже часть пути. Решение этой проблемы - наша общая цель. Цель, которая должна стать общей и объединить нас.

Поэтому давайте не будем расстраиваться, а подойдем к проблеме рационально, как и полагается образованным людям. Есть проблема, мы ее знаем и мы должны ее решить.

Как ее решить? Давайте учиться.

В конце-концов, для того и существует система образования, для того 1 сентября и садятся за парты школьники и студенты, чтобы научиться превращать проблемы в задачи и решать их.

Будем учиться и мы, ведь это никогда не поздно.

Учиться и учить - так победим.

С Днем Знаний вас, с Новым учебным годом, с 1-м сентября!


1 сентября 2015 года - Есть школа - есть Россия
1 сентября 2014 года - Учиться, учиться, и еще раз...

Записи из этого журнала по тегу «Образование»

  • От разрушителей к мифам

    Есть на канале Дискавери такая научно-популярная передача, которая называется "Разрушители легенд". В оригинале - MythBusters. Думаю многие видели…

  • Где взять кадры для возрождения страны

    Сегодня может показаться, что ситуация почти безнадежна, ведь даже если сменится власть и страной будут управлять не жулики и воры, а патриоты и…

  • Россия на рубеже 40-х годов

    Вчера я в своем обзоре Открытого урока поддержал предложение президента написать сочинение на тему "какой вы видите Россию на рубеже 2040-2050-х…

  • Россия, запущенная в бу...

    В День Знаний наш господин ПэЖэ провел открытый урок для школьников, который назывался "Россия, устремленная в будущее". Ожидалось, что открытый…

  • Самое главное Знание

    Сегодня у нас День Знаний. И в этот день я хочу поделиться с вами самым главным Знанием, которое мне удалось получить за все время, что я пишу о…

  • О хромой советской культуре

    На вчерашнюю статью о превосходстве советского образования над современным российским мне поступило занятное возражение, что высокий уровень…

promo amfora january 6, 01:00 12
Buy for 200 tokens
Для тех, кто пропустил что-то смешное в моем блоге в течение прошлого года или просто желает вспомнить ранее прочитанные сказки, шутки и сатирические рассказы - даю ссылки с короткими аннотациями для облегчения выбора: Сказки про Царя-Вована и его подданных: Владимир Балабол Сказка о царе,…

Comments

( 28 комментариев — Оставить комментарий )
inozemetz
1 сент, 2016 17:20 (UTC)
Бог ведает, о каком Дне Знаний Вы говорите... Разве что в этот день водкой запретили торговать, чтоб студиозы и школьники не спились преждевременно. Вот Вам и весь День знаний.

Edited at 2016-09-01 17:21 (UTC)
amfora
1 сент, 2016 17:32 (UTC)
Какая власть - такой и День Знаний у нее.
И это, между прочим, тоже Знание!
(Удалённый комментарий)
amfora
1 сент, 2016 17:33 (UTC)
Re: Воскресим Россию
Хороший эпиграф, правильный.
Именно воскресить!
inozemetz
1 сент, 2016 17:43 (UTC)
Re: Воскресим Россию
стал быть, поциэнт скорее мертв, чем жив? стал быть все мы - трупные черви, которым надо стать неким чародеем-dr.франкенштейном? по мне, лучше бы поциэнт совсем загнулся, ну как гусеница. и трансформировался...
чем текущее зомбообразное состояние
ftyruoert
1 сент, 2016 17:24 (UTC)
На счет платного обучения вопрос спорный. В США оно все платное. В Германии техническое бесплатное. Но и там и там оно намного лучше российского. ..Ну и назначение министром человека от РПЦ верящего в святость Сталина и военный патриотизм ничего хорошего не предвещает. Ну и образование должно опираться на производство. Вот зачем инженеры когда 70% выпускников МИФИ и т.д. работают в Макдональдсе. Т.к. просто негде.
amfora
1 сент, 2016 17:38 (UTC)
В США паразитическая система, они привлекают ученых и студентов со всего мира за счет высокого уровня жизни, зарплат и хороших условий труда. Этим они компенсируют ущербность платной системы образования.

Насчет производства - совершенно верно, без производства образование будет "не пришей кобыле хвост", лишается мотивации и цели.

Про нового министра - а чего еще следовало ожидать от этой власти?
Они все ведут к тому, что старшие классы станут платными, а младшие церковно-приходскими.
inozemetz
1 сент, 2016 17:50 (UTC)
старшие классы станут платными? ну как бы полбеды. при товарище Сталине было такое. но как я понимаю это привело к тому, что подростки пошли в фзу всякие учиться на сталеваров - токарей. а сейчас к чему это приведет?
amfora
1 сент, 2016 21:37 (UTC)
А сейчас пойдут в торговлю.
Но на самом деле до этого вряд ли дойдет - просто не успеют реализовать. Нынешним деятелям недолго осталось сидеть при власти.
blog_vadim
1 сент, 2016 17:29 (UTC)
Сегодня словосочетание "закладывается кирпич" имеет несколько иной смысл, чем раньше.
amfora
1 сент, 2016 17:41 (UTC)
Несколько иной смысл - это для другого случая.
prochladny
1 сент, 2016 18:08 (UTC)
Спасибо за статью.
Полагаю, что для нынешней власти Россия - среднесрочный проект.
Со всеми вытекающими. Плюс элементарная историческая неграмотность первого лица.
В результате, это лицо, может быть, и хочет, как по его мнению, лучше, но получается...
Всем известно, как.
Как всегда после Сталина.
jabelyipushisty
1 сент, 2016 19:38 (UTC)
у этого лица не историческая неграмотность, а общая безграмотность практически по всем направлениям
amfora
1 сент, 2016 21:41 (UTC)
Я тоже думаю, что РФ для нынешней власти - проект среднесрочный.
Они бы наверное и хотели заняться чем-то долгосрочным, но для этого нужна идея, идеология, стратегия. У них ничего этого просто нет. Более того, оказавшись в ситуации неопределенности с ценами на нефть они даже от среднесрочного планирования начали переходить к краткосрочному. Обсуждается переход от трехлетнего бюджета к однолетнему. Просто не могут планировать дальше. Живут одним днем.
arhipolemos
1 сент, 2016 18:40 (UTC)
==Посмотрите на Украину.==

Да, точно. Вообще, надо, чтобы вошло в оборот: "Будете плохо учиться – будет у нас как на Украине".
Как в советское время родители говорили своим нерадивым чадам: "Если будешь плохо учиться, то будешь как вон тот дядя улицы подметать". Правда, иногда оказывалось, что дядя с метлой – это подрабатывающий, а то и зарабатывающий аспирант, а то и кандидат наук. Ну, это чисто индивидуальные примеры, которые, как всё индивидуальное, абстрагированное от общественного, как правило, оказывается двусмысленным.
Другое дело, вот так, в целом: "как на Украине"! Тут широкий спектр индивидуальных, и в то же время типовых, вариаций. При этом даже социальные статусы ничего не привносят такого, чтобы можно было осуществлять уклонцы-маневры какие-то выгодополучательские-приспособленческие.
То есть, понятно, будешь учиться на тройки – будешь как вот те выступающие со сцены майдана; а если – на двойки, ну, тогда совсем кранты – будешь как вот те скачущие на площади идиоты. Но даже если ты хорошист, а то и отличник, это тоже не гарантия, что не будешь как "Яйценюх" или "Потрошенко"...
Суть в том, что "как на Украине" – это не просто невысокие или некачественные знания-умения, но это – минус _общественное, гражданственное и человеческое_! Это – двойка по вот таким "предметам"! вот это надо как-то прививать.
Даёшь гуманитарную составляющую в образование! Хватит уже грамотных нигилистов воспитывать!...
prizrak_liberal
1 сент, 2016 20:46 (UTC)
А сильно Майдан ударил по советским человекам

Мощно, можно сказать.
arhipolemos
1 сент, 2016 21:58 (UTC)
Re: А сильно Майдан ударил по советским человекам
Да в общем-то, майдануло, так чтобы уж на всю голову, не многих... На Украине тоже отойдут со временем. Кому-то, может, надо будет помочь... вежливо, разумеется. Слегка так это по головке "тюк, тюк", чтобы всякая хрень из неё вылетела. )) А кому-то, у кого эта хрень уже вросла в мосх, придётся вместе с головкой эту хрень удалять. Даа, да-ааа, а как же, нечего землю засорять всякой выродочной погани, не надоть!
amfora
1 сент, 2016 21:48 (UTC)
"Будете плохо учиться – будет у нас как на Украине"

Хорошо сказано.
Правда в 90-е наверх как раз поднялись те, кто плохо учился, но это результат переворота и случившейся в обществе инверсии ценностей, бесконечно так продолжаться не может. И сегодня на Украине даже Яценюк и Порошенко оказываются не королями, а слугами, только служат американцам и европейцам. И капиталы, которые им удалось сколотить, тоже не вечные. Как пришло - так и уйдет, очень быстро.
arhipolemos
1 сент, 2016 22:14 (UTC)
Нет, всё-таки, в 90-е наверх поднялись, в основном, те, кто имел нужные системе показатели. В том числе – по успеваемости в образовательном процессе.
Но, разумеется, это НЕ знания! Просто показатели, которые, в действительности, демонстрируют высокую жизнеспособность в среде и адаптивность в изменяющихся условиях этой среды. Всё остальное (социально-культурное, включая знания) редуцируется к форме, к её механическому воспроизводству.
Именно в этом суть того, что ни власть, ни общество не живут будущим. Просто атрофирована сама способность жить временем, чувствовать его как живой восходящий процесс, вкладывать это чувство в отношения с другими, в поступки, в образ жизни и мысли. А без этого, знания – мёртвый груз или средство для плутократических и технократических игр. У кого как – в зависимости от уровня адаптивности/жизнеспособности.

п.с. Ну, да, вот точно, как в следующем Вашем посте:
"план президента смогут понять те, кто тоже будет хорошо учиться". Во-во...

Edited at 2016-09-01 22:21 (UTC)
buckthorn29
1 сент, 2016 18:49 (UTC)

Да. А еще надо почаще перечитывать дедушку Ленина. Скоро может пригодится.

amfora
1 сент, 2016 21:50 (UTC)
С дедушкой Лениным тоже не все так однозначно.
Вот при советской власти его регулярно перечитывали, но построить коммунизм это не помогло.
boom_zoomer
1 сент, 2016 19:04 (UTC)
Самое обычное объявление из простор укрнэта:

"Здравствуйте. Предоставляю услуги по написанию рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ
по математическим, филологическим, экономическим, юридическим и педагогическим дисциплинам
для студентов Херсонских Вузов. Опыт работы - 4 года.
Все работы делаю по методичкам, желанию клиентов и требованиям преподавателей. Довожу до защиты.
Цены приемлемые, качество достаточное, сроки ваши."

С днем знаний нас.....
amfora
1 сент, 2016 21:53 (UTC)
Да таких объявлений везде полно, в России тоже.
Недавно задержали и.о. ректора ВУЗа - у него несколько фирм было зарегистрировано, там работали преподы и аспиранты, которые продавали студентам курсовики и дипломные работы, которые потом сами же у них же принимали. И так во многих ВУЗах. Целые порталы существуют, где продаются готовые работы или принимаются заказы на выполнение.
arhipolemos
1 сент, 2016 21:46 (UTC)
==А о чем думает российская власть сегодня?==

"... А папаша у вас биндюжник Мендель Крик. Об чем думает такой папаша? Он думает об выпить хорошую стопку водки, об дать кому-нибудь по морде, об своих конях — и ничего больше. Вы хотите жить, а он заставляет вас умирать двадцать раз на день. Что сделали бы вы на месте Бени Крика? Вы ничего бы не сделали. А он сделал. Поэтому он Король, а вы держите фигу в кармане."
(И. Бабель. Как это делалось в Одессе).
yeremei
2 сент, 2016 01:17 (UTC)
История государства волнами идёт.
То о чём вы написали требует напряжённой работы, а правящему классу захотелось пойти по лёгкому пути.
erophey
2 сент, 2016 04:16 (UTC)
Ну, дык, образование и здравоохранение - будущее страны, народа. Уж если понятия СИСТЕМА образования и СИСТЕМА здравоохранения поменяли на ОКАЗАНИЕ УСЛУГ в соответствующих областях, то ожидать чего-то хорошего увы не приходится. Если министра образования, заявившего что «Недостатком советской системы образования была попытка формирования Человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, что вырастить квалифицированного потребителя" сразу же не подвесили за ноги, то чего уж...
Nick Scuter
2 сент, 2016 08:17 (UTC)
с точки зрения либерала
что школа, что ВУЗ, что больница ничем вообще от склада или магазина не отличаются.

Недаром же даже терминология "услуг" навязывается, медицинские услуги, услуги образования и т.д.
europeoid
3 сент, 2016 17:09 (UTC)
Из чего же, из чего же, из чего же, сделаны эти мальчишки. Сделаны эти мальчишки.
Из чего же, из чего же, из чего же, сделаны эти девчонки. Сделаны эти девчонки.))
( 28 комментариев — Оставить комментарий )

Календарь

Октябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Тэги

Разработано LiveJournal.com