?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Длинное, длинное дело...

Есть такой старый советский фильм, который так и называется - Длинное, длинное дело. Главную роль в нем играет Евгений Леонов. Кто не смотрел этот фильм или смотрел очень давно и забыл, о чем там речь - посмотрите, очень рекомендую. По современным меркам фильм довольно короткий, всего полтора часа.

Посмотреть этот фильм я рекомендую не просто в качестве вечернего времяпрепровождения. И не для того, чтобы поностальгировать по Союзу. И тем более не для развлечения.

Из этого сравнительно простого и бесхитростного советского детектива, который в момент выхода на экраны смотрелся наверное очень обыденно - сегодня, спустя много лет, можно сделать такие выводы, что становится не просто грустно, а по-настоящему страшно, страшно за наше общество.

И выводы эти возникают не из самого фильма, а из его сравнения с современной кинопродукцией аналогичной тематики.


Попробуйте после "Длинного дела" включить современный российский детектив, а лучше сериал. Можете, к примеру, посмотреть любую из серий "Судебного детектива", даже не обязательно до конца.

Правда кто-нибудь может сказать, что некорректно сравнивать художественный фильм и телевизионный сериал. Но тогда сравните "Длинное дело" с современным фильмом аналогичной тематики. А современный сериал можете сравнить с "Приключениями Шерлока Холмса", которые снимались в СССР как многосерийный телевизионный фильм - суть тот же сериал.

Однако дело не в длительности и не в качестве съемок. И даже не в уровне актерской игры. Я хочу обратить внимание на другое.

Обратите внимание на содержание - на то, о чем говорится в "Длинном деле" и в современных детективах.

Посмотрите, как показана работа следователя, каким он показан, о чем он думает, какие у него заботы.

В современных фильмах следователь показан либо циником, либо хамом, либо тем и другим одновременно. А положительные качества современного следователя обычно сведены к тому, что он зубами останавливает бандитские пули, лезет с пистолетом на бандитские пулеметы, вступает в драку с превосходящими силами преступников и так далее. При этом почти всегда сам следователь нарушает закон, что очень характерно. А порой он и вовсе покидает органы правопорядка и действует вне закона (см. Антикиллер или Меч).

Правда тут можно возразить, что был в советское время такой фильм как "Место встречи изменить нельзя", где легендарный следователь Глеб Жеглов тоже подбросил Кирпичу кошелек, что было не по закону, а по понятию "вор должен сидеть в тюрьме и неважно, как я его туда засажу". Да, было дело. Но одновременно с этим в фильме был показан молодой Шарапов, который не побоялся указать своему начальнику Жеглову на порочность такого подхода и спорил с ним. За счет этого в фильме "Место встречи" перед зрителем ставился важный моральный вопрос, а не диктовался принцип "хрен с ним законом - главное засадить гада".

Сегодня же в абсолютном большинстве детективов игра идет "в одну калитку", по принципу "неважно, как засажу".

И абсолютное большинство детективов сводится к тому, чтобы поймать зубами бандитскую пулю, выплюнуть ее обратно, убив сразу троих плохих парней, четвертого впечатать в стену ударом с разворота, потом долго драться с пятым, убить его при задержании и любым способом засадить шестого, положив хрен на УК, УПК и многократно нарушив ПДД везде, где только можно. А в начале фильма современный следователь должен нахамить начальству и коллегам (которые показаны либо взяточниками, либо подонками), после чего опционально уволиться из органов и начать самосуд.

Если же детектив снимается без длительных многочисленных мородобоев и гонок на автомобилях по встречке, то получается что-то вроде "судебного детектива", где следователи (прокуроры) орут, хамят, относятся ко всему происходящему с особым цинизмом и похабно шутят.

Да, есть исключения. Но это именно исключения.

И в жизни, конечно, далеко не все современные следователи и прокуроры такие хамы и циники, как это показано в кино. Даже сегодня остались такие, как советский следователь Лужин. Есть и такие, как Жеглов, и такие, как Шарапов. Но дело не в этом.

Дело в том, как показывали в кино работу следователя в советское время и как ее показывают сегодня.

Почему это так важно?

Потому, что кино отражает текущее состояние общества и одновременно с этим формирует его будущее состояние. Кино и телевидение - это с одной стороны отражение, а с другой стороны воспитание общества.

Студии снимают такое кино, которое смотрят зрители, а зрители смотрят такое кино, которое снимают студии.

Поэтому, если сравнить следователя Лужина из "Длинного дела" и прокурора Ильина из "Судебного детектива" - сравнить, как они говорят, что они говорят, как они рассуждают, о чем они думают - становится очевидна не просто разница, а гигантская пропасть между тем обществом, которое было у нас 40-50 лет назад и тем, которое живет сейчас.

В принципе, такое сравнение можно проводить не только по детективам, но и по другим жанрам кино и телепередач. Но по детективам сравнение получается нагляднее и глубже, потому что в них заключено отношение режиссеров, сценаристов и актеров как отражателей и воспитателей общества к таким важным вопросам как законность, правопорядок, правосудие, честность, ответственность, принципиальность, нравственность - ко всему тому, что и определяет зрелость, уровень развития общества, а также качество государства, потому что охрана правопорядка - одна из важнейших государственных функций.

Сравнение современных детективов с советскими наглядно показывает, что наше общество находится в стадии глубокого и затяжного упадка, а наше государство банально самоустранилось от многих важных задач, чтобы сосредоточиться на охране частной собственности и защите периметра достигнутого обществом дна.

Записи из этого журнала по тегу «Кино»

  • Кин-дза-дза

    Вчера скончался один из величайших режиссеров, Георгий Данелия, снявший среди прочего поистине пророческий фильм - Кин-дза-дза. В момент выхода…

  • Юрский не умер!

    Сегодня все пишут, что умер Сергей Юрский. Как это умер? Что значит умер? Как это может быть чтобы Юрский умер? Нет, нет и еще раз нет - Юрский не…

  • Котовский

    Посмотрел на неделе сериал Котовский с Галкиным. Начну с хорошего. По меркам современных сериалов снято качественно. Не Ликвидация, конечно, но все…

  • От разрушителей к мифам

    Есть на канале Дискавери такая научно-популярная передача, которая называется "Разрушители легенд". В оригинале - MythBusters. Думаю многие видели…

  • В одном забытом городе...

    Суббота - отличный день чтобы посмотреть какое-нибудь новое хорошее кино. Правда хороших фильмов в последнее время снимается не очень много и искать…

  • Двенадцать

    Нет, не двенадцать негритят. И не двенадцать стульев. Просто Двенадцать. Двенадцать присяжных заседателей, которым предстоит вынести вердикт,…

promo amfora february 18, 22:00 27
Buy for 50 tokens
Представляю вашему вниманию новый журнал (сообщество) о "достижениях" современной российской политики и экономики - На дне! Журнал создан для сбора ценных сведений и интересных заметок по указанной теме. Для начала в журнал добавлено следующее: Зарплата рабов Сергей Юрский: Не покидает…

Comments

ok_investments
12 фев, 2017 21:18 (UTC)
В СССР еще был такой фильм (и спектакль) "Премия" - это когда сознательные рабочие отказались премию получать, потому, что там для того, чтобы ее начислили, варку стали надо было закончить на пару часов раньше (в последний день месяца), поэтому сталь получалась низкого качества. И рабочие запротестовали: "не хотим варить некачественную сталь - лучше откажемся от премии!"...
Знаете сколько смеха этот фильм вызвал у работяг? Это я про то, как в фильме молодой следователь указывает начальнику как правильно работать. В фильме указывает. А в жизни все было строго наоборот - подкидывали вещдоки, прессовали, с одним обитателем следственного изолятора договаривались, чтобы "воспитали" другого... И все это плавно перетекло из СССР в Россию - чего теперь удивляться?
hygiy
12 фев, 2017 23:10 (UTC)
Вы путаете, "Премия" про строителей вообще-то. И отказались её получать отчасти из меркантильных соображений - "потому что не выгодно".
vlad_chestnov
13 фев, 2017 02:53 (UTC)
А у него в голове уже "смешались в кучу кони, люди", че там сталь, стройка какая-то... кому это интересно? Вывод один - "з рашки пара вотидь".
ok_investments
13 фев, 2017 10:05 (UTC)
Да - вы совершенно правы! Там в один год вышло два похожих фильма о "сознательных коммунистах, которые болеют за дело": "Премия" и "Самый жаркий месяц".
Но ржач на заводе был как раз про отказ от премии.
А про то, что "невыгодно рабочим", "за дело болеют, не за деньги" - это все были притянутые за уши элементы сюжета, опирающиеся на пропагандистские лозунги тех лет. Мало отличающиеся от сцен в западных боевиках, когда от крутого шерифа бандитские пули отскакивают. Надо же, чтобы добро победило - они и отскакивают!

А вон, кстати, Кара в 80-х неплохо снял фильм по Фазилю Искандеру: "Воры в законе". Вот там тоже показано, как работали "кристально честные" сотрудники прокуратуры. И суд - с ними заодно.

Содержание

Календарь

Июнь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Тэги

Разработано LiveJournal.com