Ведь если государство будет знать, сколько рулонов туалетной бумаги купил имярек, сколько презервативов купил его сосед и сколько гигиенических прокладок приобрела его жена - это же означает конец всяческой личной жизни. Это же каждый сотрудник
Наверное все видели, как в фильмах про разведчиков или в детективах сотрудник органов по содержимому мусорного ведра определял, чем занимался подозреваемый накануне, разоблачал его связи с врагами или преступниками по какой-нибудь консервной банке иностранного производства, окурку или фантику от конфеты.
А теперь представьте, что государство будет обладать исчерпывающей информацией о товарах, приобретаемых каждым гражданином в стране.
Купил пармезан - и все, сотрудник ФСБ сразу же делает отметку в личном деле, что данный гражданин ненадежен, отдает предпочтение санкционным продуктам.
Купил хамон - еще одна отметка в личном деле.
Купил турецкие помидоры - вообще поставят на спецучет и пустят наружку. Правда потом все это снимут, потому что Путин помирится с Эрдоганом и всех, кто приобретал турецкие помидоры, реабилитируют. Но отметка в деле останется. А потом возникнут проблемы с устройством на ответственную работу, проблемы с одобрением кредита, выездом за рубеж...
Представляете, какой будет ужоснах?
Во-о-от...
А теперь выдохните - ничего подобного не будет даже в отдаленной перспективе. И я вам сейчас объясню, почему.
Дело в том, что для анализа такого объема информации как покупки всех граждан во всех магазинах, а тем более для принятия каких-то решений по этому поводу, нет ни технологий, ни персонала, способного решать эту задачу.
Чтобы анализировать покупки каждого гражданина и тем более принимать по этому поводу какие-то решения, нужен штат примерно в миллион человек. Потому что в стране у нас проживает около 150 миллионов человек, из них около 100 миллионов каждый день ходит в магазин. На каждую сотню граждан должен быть один сотрудник органов, который будет анализировать его покупки.
И еще кто-то должен будет контролировать всю эту армию, выборочно перепроверять результаты работы, иначе сотрудники быстро забьют на свои обязанности и начнут выполнять свою крайне рутинную работу исключительно формально.
Компьютеры или суперкомпьютеры в данном случае решить задачу не очень помогут, потому что нет строгого формального критерия, по которому нужно искать "подозрительных граждан".
Если искать всех, кто покупает пармезан, хамон или турецкие помидоры, то в течение года в список попадет половина страны и за этот список все равно нужно будет посадить армию сотрудников, чтобы разобраться, кто там на самом деле "несознательный", а кто просто покупал, что было на полке.
Если задать компьютеру широкие критерии поиска - в результате вся страна окажется под подозрением. А если задать компьютеру узкие критерии - тогда список подозрительных лиц окажется коротким, но велика вероятность, что множество искомых "несознательных граждан" окажется за его пределами.
А все потому, что задача определения политических взглядов или связей человека по его покупкам - это интеллектуальная задача, а искусственный интеллект пока не изобрели. Да и не нужен нашей власти искусственный интеллект, потому что он может оказаться умнее самой власти, что создаст для власти новые проблемы.
Кстати, с анализом покупок может выйти еще один казус - самыми "несознательными" по результатам анализа окажутся родственники и знакомые... руководящих работников - чиновников, депутатов, высокопоставленных сотрудников полиции, таможни и так далее. Разве не так? Разве не они покупают большую часть дорогих товаров импортного производства?
И что тогда получится?
Получится, что огромная армия сотрудников службы контроля покупок (пусть даже не миллионная, а всего стотысячная) будет следить... за родственниками и друзьями министров, депутатов, генералов и другого начальства?
Да ладно! Где такое видано?
Или может быть за "своими" следить не будут?
Специально составят список всех родственников и знакомых всех должностных лиц, чтобы исключить их из сферы наблюдения? Ну и кто в конечном итоге останется под наблюдением? Беднейшая часть страны, которая ничего любопытного не покупает по той простой причине, что денег нет - и какой смысл за ней следить?
Поверьте, следить за покупками простого человека, живущего на 10-20 тысяч рублей в месяц - занятие довольно скучное, даже наверное унылое и способное деморализовать самого наблюдателя из органов, что наверное для власти не менее опасно, чем наблюдать за собственными родственниками.
Да и смысла наблюдать за беднейшей частью страны нет никакого - ну что тут можно высмотреть? Покупку турецких помидор, которые то запрещаются, то разрешаются? Да никому это наверху не нужно - следить за покупкой турецких помидор.
Я вам больше скажу - они за продажей турецких помидор и прочего хамона уследить не могут, хотя торговых точек в десятки раз меньше, чем жителей страны. И все товары проходят (вернее должны проходить) по накладным - у продавца, у поставщика, у импортера.
И вы хотите сказать, что власть, которая не может контролировать несколько тысяч импортеров и миллион магазинов из-за бардака, коррупции и всякого рода махинаций, сможет контролировать сто миллионов граждан, внимательно отслеживая все их покупки?
Не смешите...
Страна, в которой существует тотальная коррупция, не способна на тотальную слежку. Это взаимоисключающие социальные явления и никакая техника, никакие базы данных, никакие суперкомпьютеры не способны изменить эту ситуацию, потому что этими компьютерами, базами данных и прочей технической требухой управляют люди.
Точно так же как суровость законов в нашей стране компенсируется необязательностью их исполнения, объем собираемой информации компенсируется отсутствием возможностей по ее обработке.
Более того - чем больше информации собирается, тем сложнее ее обрабатывать и тем меньше возмности ее полноценной обработки.
Грубо говоря, наши ведомства просто захлебнутся информацией и чтобы не утонуть - будут заниматься исключительно поверхностным анализом, а основной массив так и останется на носителях, полежит какое-то время без использования и будет удален.
Я вам пишу об этом с такой уверенностью, потому что сам по роду своей деятельности много работал с большими объемами информации, а также немного знаю реальную ситуацию с анализом данных в наших ведомствах.
И еще помню, как в начале нулевых вводили СОРМ - тогда всех провайдеров обязали установить аппаратуру, позволяющую собирать и хранить трафик любого абонента. Тогда тоже поднялся шум, что вводится система тотальной слежки. Но прошло время и страсти улеглись. Потому что собирать и обрабатывать трафик всех пользователей интернета в стране просто некому и никто этим не занимается. Не только голосовые сообщения никто тотально не прослушивает, но и sms/email, которые технически можно анализировать по ключевым словам - тоже не очень-то анализируют.
Все сводится к тому, что ФСБ следит за отдельно взятыми гражданами, которые входят в круг подозреваемых в антигосударственной деятельности. Их ставят на прослушку, их трафик собирают и просматривают, если нужно - пускают наружку и следят за их окнами из дома напротив. Но это очень выборочно.
Спецслужбы на то и являются спецслужбами, что действуют очень выборочно, точечно. Следить за каждым гражданином или даже за каждым десятым - у нынешних спецслужб нет ресурсов. Да и качество работы резко снизится, если спецслужбы начнут следить за всей страной, в результате чего пострадает уровень отработки тех, кто представляет реальную угрозу.
И даже если оглянуться в прошлое - во времена НКВД, когда органы госбезопасности обладали большим ресурсом и широкими полномочиями, когда буквально вся страна была "под колпаком" - сотрудники НКВД на самом деле не следили за каждым гражданином.
Слежку за каждым гражданином в 30-е годы осущестляли не столько сотрудники НКВД, сколько... те же самые граждане! Каждый второй следил за каждым первым, а каждый первый за каждым вторым. Сосед следил за соседом и сознательные граждане доносили на несознательных. А сотрудники НКВД едва успевали читать доносы и проверять их.
Таким образом, тотальную слежку в обществе способно устроить только само общество и больше никто. Никакие спецслужбы сами по себе на тотальную слежку не способны.
Если общество настроено заниматься самоконтролем, самоедством, слежкой за самим собой - тогда возникнет тотальная слежка, причем безо всяких компьютеров, фискальных накопителей и СОРМ.
Если же общество не настроено следить за собой - тотальной слежки не будет, спецслужбам для этого не хватит ни ресурсов, ни желания, они будут следить только за узким кругом лиц, которых считают опасными для государства.
И никакая техника этого не изменит. Во всяком случае пока не изобрели искусственный интеллект и он не захватил власть в стране. Но до этого еще очень далеко - утверждаю вам как специалист.
Поэтому если вы хотите сохранить свою личную жизнь в тайне и опасаетесь, что кто-то узнает ее подробности - бойтесь не спецслужб, а своих соседей.
Соседи - вот, кто может следить за вами лучше всяких спецслужб.
Ваш сосед видит, во сколько вы выходите из дома, во сколько возвращаетесь, кто приходит к вам в гости.
Ваш сосед может оказаться рядом с вами в магазине и увидит содержимое вашей тележки безо всяких фискальных накопителей. И что немаловажно - сделает выводы.
Ваш сосед может услышать, что вы делаете у себя дома - смотрите телевизор, бранитесь с родными или занимаетесь любовью. А если он прислушается, то даже разберет отдельные слова.
Ваш сосед видит, как часто вы выходите покурить на балкон, слышит шум вашего сливного бочка и многое другое.
Ваш сосед знает про вас больше, чем любая спецслужба сможет собрать информации через любые существующие средства технического контроля. Но самое главное - ваш сосед может не только много узнавать про вас, но и делать выводы.
Ваш сосед - это средство сбора информации и аналитик в одном лице.
Поэтому если вы боитесь тотальной слежки - бойтесь не спецслужб, а своих соседей.
Однако наше общество сегодня не настроено следить друг за другом. Наше общество занято потреблядством, а это совершенно не способствует слежке и общественному самоконтролю, более того - полностью исключает его.
Поэтому если ваш сосед окажется рядом с вами в магазине и заинтересуется содержимым вашей тележки, то не для того, чтобы донести на вас в НКВД, а для того, чтобы пойти и купить то же самое, что купили вы.
И глядя на ваш автомобиль, если таковой есть, сосед будет думать либо "а мой круче", либо "живут же люди".
Поэтому ничего, похожего на тотальную слежку, в нашем потребительском обществе с нашей коррумпированной и еще более потребительской властью - нет и не будет. Потому что просто не может быть. Независимо от технических возможностей.
Наше общество не заинтересовано в слежке, а наша власть и вовсе боится ее, как огня, потому что при попытке установить тотальную слежку пострадает первой.
Но тут вы можете задать вполне резонный вопрос: а для чего же тогда наша ФНС решила собирать данные обо всех покупках во всех магазинах страны?
Да все очень просто - для повышения собираемости налогов.
Нашей власти нужны деньги, потому что их перестало хватать. Экономика перестала расти, а аппетиты элиты расти не перестали.
Что вы покупаете, хамон или пармезан, турецкие помидоры или белорусский лосось - властям до лампочки. Им нужно, чтобы с этой покупки были заплачены налоги, да побольше, побольше.
Вот для этого и создается система сбора информации обо всех покупках, чтобы повысить собираемость налогов и тем самым пополнить бюджет.
Правда это все равно не очень поможет. Потому что когда экономиа перестает расти, собираемостью налогов проблему не решить. Повышая собираемость налогов, можно лишь отсрочить момент кризиса, оттянуть конец, но не отменить его.
Да и не так уж сильно вырастет собираемость налогов после модернизации кассовых аппаратов. По той простой причине, что кассы - не единственный способ получать неучтенную наличность (так называемый черный нал) и уходить от уплаты налогов. Еще фокус в том, что кассовый аппарат не видит, сколько по факту внесено денег в кассу и возвращены ли они в случае возврата чека, поэтому пространство для махинаций остается.
Таким обращом, ни тотального контроля, ни укрепления путиномики в результате обновления кассовых аппаратов опасаться не стоит.
А вот для функционирования плановой экономики внедряемая ФНС технология сбора информации со всех кассовых аппаратов страны - была бы очень даже полезна. Этой технологии очень не хватало в свое время Госплану для решения задачи эффективного распределения товаров в стране. Впрочем, это уже совсем другой разговор...
Journal information