?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В предыдущей части было показано, что качественные продукты в советское время были и их было немало - продукты питания, образование (тоже продукт в современной трактовке), кино (медиа-продукт), книги и журналы (информационный, развлекательный и образовательный продукт), спорт (продукт сферы досуга).

Однако многим наверное хотелось бы услышать что-то о продуктах другого типа - магнитофонах, телевизорах, айфонах, айпадах и тому подобных вещах. Потому что с советским хлебом, шоколадом, образованием, кинематографом и хоккеем все как бы понятно, их качество общепризнано, а вот насчет советской техники существует устойчивый миф, будто она безнадежно уступала зарубежной.

Приведу обратные примеры:

1. Автомобили.


Советский автопром считается чуть ли не самым ярким примером отставания советской гражданской техники от зарубежной. Вот Мерседес - это да, а Жигули - ведро с болтами.

Однако многие забывают, что советский автопром - это были не только Жигули. Был такой автомобиль как Победа, который не уступал своим зарубежным современникам, а по некоторым характеристикам даже превосходил их. Существует оценка, что автомобиль Победа обладал лучшей аэродинамикой среди всех серийных автомобилей своего времени, уступая только спортивным.

Также мне довелось видеть восстановленную и тюнингованную Победу, которая демонстрировалась несколько лет назад на одном из автосалонов. Доложу вам, что выглядит не хуже мерседесов. Да что там мерседесы - не хуже Бентли.

И не Победой единой был жив советский автопром.

Автомобиль Москвич в 60-е и 70-е годы тоже считался очень достойным и являлся таковым. На нем даже проводились авторалли.

И сами Жигули, между прочим, в момент своего появления были вполне современным автомобилем. Ни для кого не секрет, что Жигули первых моделей - это Фиат 124, который СССР купил у итальянцев. Можно долго спорить, был ли Фиат 124 одним из лучших европейских автомобилей или нет, но это был вполне современный европейский автомобиль. Поэтому владельцы первых жигулей катались на тех же по сути автомобилях, что и европейцы.

При этом ВАЗ был не точной копией Фиата, а его модернизацией, которая по оценкам многих специалистов оказалась очень удачной. По ходовым качествам ВАЗ 2101 превосходил Фиат 124, у него была усилена подвеска и увеличен дорожный просвет - это было сделано специально, чтобы улучшить проходимость, важную для эксплуатации в российских условиях.

Таким образом, владельцы первых жигулей стали обладателями не просто современного европейского автомобиля, а его улучшенной версии.

Кроме этого, был еще такой автомобиль как НИВА - тоже неплохой для своего времени, по сути советский внедорожник. Некоторые ценят этот автомобиль по сей день, а на момент появления НИВА тем более пользовалась успехом.

И про девятку тоже не надо забывать - после выпуска этот автомобиль быстро завоевал популярность и пользовался спросом даже после распада СССР. На Украине он собирался из машинокомплектов вплоть до 2011 года. И это в условиях рыночной экономики!

Если в условиях рыночной экономики девятку продолжали выпускать целых 20 лет - значит она пользовалась спросом, а если пользовалась спросом - значит была достаточно качественным изделием в своем ценовом сегменте.

Раз уж зашла речь про автомобили, то напомню и про Камаз, ГАЗ-66, КрАЗ. Конечно, это не личный транспорт, но сводить автопром к одному только личному транспорту - категорически неверно.

Камазы, на которых постсоветская Россия неоднократно выиграла Дакар (14 раз!), соревнуясь с Мерседесами (5 побед), Ивеко и другими Татрами - это советская разработка. Конечно, в ралли участвуют модернизированные Камазы, но основа-то и сам завод построены в СССР.

ГАЗ-66 интересен своей высокой проходимостью, с которой могут поспорить очень немногие грузовики во всем мире. КрАЗ характерен высокой выносливостью, ресурсом, надежностью.

Поэтому неверно думать, что в СССР не было качественных автомобилей - они были. И не только в сегменте грузовиков, но и в сегменте легковых автомобилей, доступных гражданам.

Может быть качественных автомобилей в СССР было не так много, как в некоторых странах, не говоря уже обо всей Европе в целом, но они были. С Германией, Японией и США сравниться трудно, но в Италии, Франции и даже Великобритании тоже было не очень много хороших моделей, доступных широким массам. Феррари и Бентли - это не для широких масс, для широких масс были Фиаты (те же Жигули) и Ситроены (в доступном сегменте не бог весть что).

Покажите мне, что в 50-е, 60-е и 70-е годы французский, итальянский и британский автопром выпускал для рядовых граждан и много ли там было автомобилей лучше Победы и Москвича?

Заметное отставание советского автопрома в плане качества наметилось только в 80-е годы, когда на смену устаревшим Победам, Москвичам и Жигулям-копейкам не было создано ничего существенно нового. Девятка сильно запоздала, почти на десятилетие. К концу 80-х советский автопром в сегменте легковых автомобилей отстал от западного примерно на 10 лет, а может быть и больше - это отставание и породило распространенное мнение, что в СССР не было качественных автомобилей для личного пользования. Но это мнение справедливо лишь для позднего СССР, а к 50-м, когда выпускалась Победа, к 60-м с Москвичом и 70-м с жигулями данное суждение не очень применимо.

Тем более суждение об отсталости советского автопрома неприменимо к грузовикам, которые всегда были вполне конкурентоспособны и остаются таковыми до сих пор, яркий пример - Камаз.

Впрочем, не автопромом единым...

Приведу примеры качественной советской техники из других областей:

2. Фотоаппараты.

Наиболее известная серия советских фотоаппаратов - это ФЭД. То, что это были качественные аппараты, подтвердит любой опытный фотограф, снимавший на пленку. Да и простые любители, которые в свое время пользовались данными аппаратами, знают им цену.

Кто-нибудь наверняка заявит, что ФЭД - это копия немецкого аппарата Leica-II. Да, это так. Но копией был только первый ФЭД, который выпускался с 1934 по 1955 год, а после этого выпускались модификации и полностью новые модели (ФЭД-2 и ФЭД-3).

При этом все аппараты, включая первый ФЭД, который действительно был копией, выпускались на советском предприятии. На советском предприятии делали оптику, которая является основой любого фотоаппарата. На советском предприятии делали механику, без высокого качества которой невозможно получить качественный аппарат.

3. Часы.

Сегодня у всех на слуху Ролекс, Тиссо и прочие Свотчи, однако в Советском Союзе тоже выпускали часы высокого качества. Не возьмусь сейчас сравнивать часы советских заводов со швейцарскими - это сделать довольно сложно, но то, что советские граждане были обеспечены часами и эти часы показывали правильное время - факт.

Опоздание на работу, не говоря уже о военной службе и дежурстве, в советское время считалось очень серьезным проступком. Проходные заводов вообще закрывались после начала смены и опоздавших отправляли писать объяснительные. Не будь в СССР качественных часов - требовать точного появления на работе и службе стало бы невозможно.

Сегодня про это просто забыли, потому что у всех в кармане мобилы и смартфоны, на которых есть часы. Кругом компьютеры, на которых опять же часы. Но раньше ничего этого не было и настольные, настенные, наручные часы были одним из важнейших предметов хозяйства - таким же важным, как сегодня мобильный телефон.

К слову, часы на моей мобиле врут очень сильно - недавно устанавливал правильное время, а сейчас уже убежали вперед на пять минут. Советские часы были определенно точнее.

4. Авиастроение.

Самолеты сами по себе конечно не потребительский товар, однако авиаперелеты - очень даже потребительская сфера и важная составляющая современной экономики.

Качество самолета - это не только комфорт пассажиров в перелете, но и безопасность. И цена билета, что немаловажно.

Мне могут заметить, что самолеты серии Ту отличались высокой аварийностью и причислить их к качественной технике никак нельзя. Однако Ту был не единственной линейкой, были еще две линейки - Ил и Ан.

Ил-86 - один из самых качественных пассажирских самолетов своего времени и вообще за всю историю авиации. Самолеты серии Ан тоже были весьма неплохими.

Поэтому если ставить вопрос, была ли в СССР качественная техника - в сфере гражданских авиаперевозок однозначно была.

5. Аудиоаппаратура.

Считается, что хороших магнитофонов в СССР не было, качественная аудиоаппаратура была только импортной и никак иначе. Но и это не совсем так.

Не стану перебирать все линейки магнитофонов, чтобы не ударяться в споры, какая была лучше, просто приведу один пример - была такая марка Вега, выпускавшаяся бердским радиозаводом. Магнитофоны этой марки отличались очень приличным качеством, во всяком случае они работали вполне исправно.

Но самым высоким качеством отличались не магнитофоны, а виниловые проигрыватели той же марки Вега, которые выдавали звук едва ли не студийного качества. У них был и качественный звукосниматель (алмазная игла), качественный усилитель и качественные динамики (колонки). Единственное, что у них ломалось - это пластиковая крышка, почти у всех моих знакомых она была сломана. Все остальное работало на протяжении многих лет и радовало образцовым звуком. Лично слушал на оном проигрывателе Pink Floyd, причем не переизданный, а оригинальный, зарубежного производства. Для тех, кто не знает - концерт The Dark Side Of The Moon считается самой качественной записью, когда-либо выполненной на виниле и является неофициальным тестом для проверки качества аппаратуры.

Вот и говорите после этого, что качественной аппаратуры в СССР не было.

Была.

Может быть ее было не так много, как в той же самой Японии или Германии, не говоря уже про весь Запад в совокупности, однако она была.

Миф о том, что советская промышленность не выпускала качественной техники, основан на нескольких факторах:

1. Обычно о качестве советской техники судят по продукции 80-х, когда действительно возникло большое отставание сразу по нескольким направлениям, особенно в области автопрома и электроники. Но это был период упадка всей советской системы, государство и экономика интенсивно разрушались, поэтому неверно судить о качестве советской продукции только по 80-м. Если проанализировать советскую продукцию, выпускавшуюся в 50-е, 60-е и 70-е годы, то можно обнаружить, что она почти не уступала западной, а местами даже превосходила (автомобиль Победа, фотоаппараты ФЭД, ВАЗ 2101 как улучшенный Фиат). И даже в 80-е, в период разрушения страны, качественная техника продолжала выпускаться - Ил-86, проигрыватели Вега, ВАЗ 2109 (хоть и сильно запоздавший, но очень неплохой в своем классе автомобиль).

2. Советскую продукцию как правило сравнивают с лучшими образцами всего западного мира, который был намного больше по размеру экономики и численности населения. Западная Европа, США и Япония суммарно - это почти миллиард населения. Советский Союз - 250 миллионов. Согласитесь, не совсем равное получается сравнение, когда лучшие образцы продукции из всех капстран вместе взятых сопоставляют с продукцией одного Советского Союза. Почему бы тогда не сравнить продукцию СССР с отдельно взятой Францией. Или с отдельно взятой Великобританией. Получится строго обратная картина - в СССР выпускалось больше разнообразной продукции, чем в отдельно взятой европейской стране. Где-то не было развитого автопрома, где-то не было самолетостроения, где-то не было качественной аудиоаппаратуры. А в Советском Союзе были качественные образцы практически всех видов продукции. Не так много, как во всех капстранах вместе взятых, но были.

3. Акценты в советской экономике были смещены с потребительских товаров на промышленные, поэтому большая часть качественной продукции приходилась не на то, что можно купить в магазинах, а на то, что работало на предприятиях - грузовые автомобили, вертолеты, самолеты, промышленное оборудование. Большую часть качественной советской техники простые обыватели не видели, ее не было в магазинах, потому что она работала на производстве и в сфере транспорта.

Вот по сумме из этих трех факторов и возник устойчивый миф, что советская техника была исключительно низкого качества и не могла выдержать конкуренции.

Советская техника перестала выдерживать конкуренцию, когда ее перестали развивать и производить.

Впрочем, кое-что производят до сих пор. Например, вертолеты. И Камазы. И президент летает на самолете Ил-96. Все это советская продукция, которая оказалась не просто качественной - она остается качественной и конкурентоспособной спустя 25 лет!

Много ли в мире образцов техники, которые остаются конкурентоспособными и современными спустя 30-40 лет после начала производства?

Кстати, готов спорить - если модернизировать автомобиль Победа и возобновить выпуск - он тоже будет пользоваться спросом, причем в премиум-сегменте.

И если уж зашла речь о технике - советская вычислительная техника в 50-е и 60-е тоже вполне соответствовала зарубежным аналогам, а в чем-то даже превосходила их, это я вам утверждаю как специалист. Отставание в области вычтеха возникло в 70-е, когда было принято преступное решение о переходе на платформы IBM и DEC. После этого советские компьютеры и начали отставать от зарубежных, а вслед за этим потянулась и вся автоматизация, проектирование и делопроизводство, что и послужило одной из причин снижения качества продукции и дальнейших проблем в экономике.

При желании можно провести анализ по другим видам продукции и убедиться, что ее качество в 50-е, 60-е и 70-е годы в целом не уступало европейскому. И даже в 80-е годы было много качественных товаров и материалов, хотя, как уже было сказано, 80-е годы не являются показательными, потому что в это время начался этап разрушения советской экономики.

К примеру, у меня дома до сих пор стоит стол, купленный в середине 80-х - за ним я провел больше времени, чем за офисным, купленным в нулевые. Однако покрытие офисного стола заметно потерлось, по краям начал отклеиваться шпон, а у советского - все в порядке, хотя он втрое старше.

Еще один пример - дома до сих пор лежит советский линолеум, тоже с середины 80-х, ему уже около 30 лет. Дома и в офисе у меня абсолютно одинаковое кресло на колесиках, при этом офисный линолеум под колесиками деформировался в течение нескольких лет. Мы трижды переезжали из одного офиса в другой и так происходило каждый раз. Один раз линолиум вообще порвался под ножкой стула. Хотя в офисах стелят коммерческий линолиум, который считается более прочным. А дома у меня 30 лет лежит простой советский - и он под креслом не растянулся, оказался примерно в 10 раз более долговечным, чем в офисах.

Подобных примеров можно привести довольно много, но не буду этого делать, не в этом цель.

Я нигде не утверждаю, что все товары советского производства были качественнее импортных. Товары были разные - были хорошие, были не очень.

Все, что я хотел - это показать, что утверждение, будто качественных товаров в СССР не было - крайне однобокое и в целом ошибочное.

Качественные товары были.

Большая часть качественных товаров приходилась на продовольствие (и это наверное самое главное, потому что определяет качество жизни в наибольшей степени), а также производственную сферу (самолеты, вертолеты, Камазы, КрАЗы, ГАЗ-66 и так далее). Однако и непродовольственные товары высокого качества тоже были - автомобиль Победа, Москвич, ВАЗ-2101 в первые годы выпуска, НИВА, ВАЗ-2109 (хотя и запоздавший), фотоаппараты ФЭД, проигрыватели Вега.

Если добавить к этому перечисленное в предыдущей части - качественное образование, кинопродукцию, печатную продукцию и спорт, что в современной трактовке тоже является продуктами - получается, что советская экономика генерировала огромное количество качественных продуктов.

Продукты питания (около половины расходов у большинства граждан) были качественные, кино и другие продукты для досуга (на них приходится около половины свободного времени) - качественные, образование (влияет на всю трудовую карьеру) - качественное. Качественные автомобили - были, аудиоаппаратура - была, фотоаппараты - были, другие товары - тоже были.

Если суммировать все это вместе, то получится, что 3/4 продуктов, составлявших жизнь человека и определявших качество жизни, в советское время были качественными. Причем в 50-е, 60-е и 70-е годы этот показатель доходил до 90%. Падение показателя началось в 80-е годы, в период интенсивного разрушения экономики и нарастающего отставания. Но этот период не является показательным и типичным для СССР в целом.

А теперь, внимание - вопрос:

Когда 75-90% продуктов экономики (продукты питания, образование, кино, печатная продукция, развлечения, промышленная техника, вертолеты, самолеты, отдельные модели автомобилей, отдельные виды техники и электроники и многое другое) являются качественными и конкурентоспособными - нужно ли разрушать всю экономику целиком и переводить ее на другую модель?

Нет, такой необходимости не было.

Чтобы восполнить недостаток качества и количества 10-25% ассортимента продуктов - нужно было просто развивать ту экономику, которая уже была, исправлять недостатки, оптимизировать, устранять причины дефицита и низкого качества по отдельным позициям.

Вместо этого советское руководство разрушило всю экономику в целом и перевело ее на рыночную модель, при которой Россия вообще перестала выпускать большую часть ассортимента, а сохранившиеся виды продукции упали в качестве (за исключением оружия, вертолетостроения и космонавтики, сохранившихся в прежнем виде).

Вот вам рыночная экономика в действии - раньше до 90% продуктов отличались высоким качеством, сегодня - едва ли 10%.

Вопрос ко всем сторонникам рыночной экономики:

Если рынок так хорош и ведет к повышению качества продукции за счет конкуренции производителей, тогда почему после ликвидации СССР упало качество продуктов питания?

Покупатели не хотят кушать качественный хлеб?

Почему практически вся выпускаемая Россией техника - это остатки советских разработок - оружие, Камазы, вертолеты, ракеты-носители? Почему перестали выпускать Ил-86 - один из лучших самолетов в истории авиации?

Почему советское образование было лучшим в мире, если оно было бесплатным?

И почему, в конце-концов, ралли Дакар выигрывают Камазы, а не Мерседесы - как это сочетается с тезисом о том, что рыночная экономика лучше плановой и в советское время не было качественной техники и других продуктов?

Если вы сторонник рыночной экономики - ответьте хотя бы на один вопрос.

Записи из этого журнала по тегу «СССР»

  • Когда полетим на Марс?

    Планы полета человека к Марсу появились довольно давно, еще в 60-е годы прошлого века. И не в книгах писателей-фантастов, в которых полеты на Марс…

  • Сырьевая космонавтика

    На неделе российскую космонавтику постигла очередная неудача - сразу 19 спутников, запущенных с Восточного на ракете Союз, не вышли на заданную…

  • Что нужно для революции?

    Существует распространенное заблуждение, что для совершения революции нужна хорошо организованная политическая сила, настроенная на осуществление…

  • Какой будет следующая революция?

    Все революции кое-в-чем похожи, но вместе с этим и непохожи одна на другую. Революции случаются, когда складывается революционная ситуация, которая…

  • 100 лет Октябрьской революции

    100 лет назад в России свершилась Великая Октябрьская Социалистическая Революция, значение которой для страны и всего мира трудно переоценить. Можно…

  • Слет левых сил

    6-7 ноября в Ленинграде состоится международный форум-слёт левых сил " Октябрь 100", в котором примут участие самые разные представители левых…

promo amfora june 19, 2016 03:00 379
Buy for 200 tokens
Пора переходить от слов за освобождение Алексея Кунгурова к делам. Первое дело - подача петиции с требованием освободить Алексея и снять с него надуманные обвинения. Петиция размещена здесь. Автор петиции - Сулакшин Степан Степанович, генеральный директор Центра научной политической мысли и…

Comments

( 192 комментария — Оставить комментарий )
Страница 1 из 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
basil10
27 авг, 2017 19:35 (UTC)
статья наполненная ложными тезисами.
Качество продуктов не упало. Появилось большое разнообразие хочешь покупаешь подороже и лучше, хочешь подешевле и хуже.
Впрочем в СССР было тоже самое: хочешь дешевую мороженую говядину с костями из госмагазина с жуткими очередями, или иди на рынок покупай парную вырезку втридорога. Так что расширение ассортимента продукции нельзя считать ухудшением.

Безусловно и жигули и победа были неплохими машинами, но их было очень мало и стоили очень дорого. Про магнитофоны и телевизоры и вспоминать не хочется: в 70-80е годы сильно отстали от Запада и Японии.

amfora
27 авг, 2017 20:33 (UTC)
Re: статья наполненная ложными тезисами.
Разнообразие появилось исключительно за счет импортных товаров, которые Россия покупает за счет экспорта нефти и газа. Ассортимент собственного производства резко сократился. Качество продуктов питания, доступных простым гражданам, резко снизилось.

Жигулей действительно выпускали недостаточно, за ними стояла очередь, однако про дороговизну вы неправы. Автомобиль Жигули стоил 5000 рублей, это в пересчете на нынешние деньги около миллиона. Современный автомобиль в хорошей комплектации тоже стоит миллион. Но самое главное - причина, по которой было принято решение о покупке у итальянцев Фиата - это рост сбережений у советских граждан, которые было некуда особенно вкладывать. Советское руководство решило купить Фиат и выпускать больше современных автомобилей именно потому, что у граждан были деньги на их покупку.

Про телевизор: у меня примерно до 2003-го стоял советский телевизор. И он работал. И я его даже смотрел. И не сдох :)

Edited at 2017-08-27 20:35 (UTC)
(без темы) - novotor - 27 авг, 2017 20:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - amfora - 27 авг, 2017 21:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - unsermann - 28 авг, 2017 01:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - Nf Si - 28 авг, 2017 19:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - basil10 - 29 авг, 2017 13:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - denzik1 - 28 авг, 2017 05:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - denzik1 - 28 авг, 2017 09:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alexsrb - 28 авг, 2017 10:14 (UTC) - Развернуть
Война? - alexsrb - 28 авг, 2017 10:28 (UTC) - Развернуть
watneg
27 авг, 2017 19:36 (UTC)
патамушта
патамушта никакой рыночной экономики и капитализма в этой стране нет.

не было, нет и никогда не будет.
никто и не собирался строить капитализм и демократию в этой стране.
чекистам и бывшим комсомольцам все это нахрен не нужно было.
им нужна была только ВЛАСТЬ и ТРУБА в этой стране.


trykin
28 авг, 2017 06:07 (UTC)

А зачем нам капитализм?

Re: патамушта - valsshebnik - 28 авг, 2017 07:13 (UTC) - Развернуть
Re: патамушта - wazawai_n2 - 29 авг, 2017 17:12 (UTC) - Развернуть
creator74
27 авг, 2017 19:43 (UTC)
Неправильно, когда серьезный вопрос переводится в область обывательского разумения. Вопрос ставится таким образом, будто есть возможность выбора между, вишь ты, социализмом, стоящим в гараже, и дымящейся "рыночной экономикой".

Но главное, что нужно понять и объяснять обывателям, так это то, что ВЫБОРА НИКАКОГО НЕТ. То есть он в том, продолжать ли дальше быиться лбом в стенку тупика, или все-таки развернуться к той экономической системе, на которую были потрачены накопленные за тысячу лет силы народа и которую заменить мы никогда не сумеем - разве что уничтожить вместе со страной. Вот о чём надо говорить, при этом в первом приближении не важно, так ли уж хороша была эта система: кое в чём, в частности, в области потребления, она, несомненно, была хуже западной, и не могла быть другой, но с этим надо просто смириться и идти дальше.

Ну а по поводу главного вопроса, почему же советская экономика, со всеми её великими достоинствами, в 80-е годы пришла, вишь ты, в упадок, надо сказать простую вещь: её элементарно загнали. Как лошадь. Дело даже не в том, что перед ней ставили заведомо нереальные задачи. Дело в том, что само это развитие форсированное превратили в фетиш, не задумываясь над тем, а для чего оно вообще нужно. На самом делеразвитие системы имеет противоположность: стабильность. Вот последней и пожертвовали. Про экономику тут рассуждать не буду, но можно сделать замечание по поводу социальной системы.

Принято считать, что экономика, вишь ты, не успевала за растущими потребностями населения. Однако в действительности дело обстояло противоположным образом. на самом деле экономика САМА РАЗЖИГАЛА эти неоправданные потребительские ожидания. Глупо думать, что на каком-то этапе производство могло удовлетворить вожделения советских потребителей обывателей. Как бы не так. Чем больше закармливали население тем, что на самом деле не соответствовало его потребностям, превышало их, тем вожделения становились больше. Так происходит всегда, отсюда происходят обжорство, пьянство и прочие пороки. На самом деле "удовлетворение потребностей" в шмотках и магнитофонах - это не то, что было нужно населению и, получая новую порцию, оно не получало удовлетворения и требовало нового. Поглядывая на Запад, который в принципе в этом нельзя было догнать. А что надо было делать - надо было умным людям самим определять, что нужно обывателям, а что не нужно, и четко дать сигнал о том, что вне этих пределов ничего не будет. Гнобить конкретно недовольных. Такова суровая проза жизни. Но умных людей не нашлось, поскольку не решена была главная проблема: воспитание правящей элиты.
(без темы) - creator74 - 28 авг, 2017 10:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - wazawai_n2 - 29 авг, 2017 17:14 (UTC) - Развернуть
samosa_boy
27 авг, 2017 19:46 (UTC)
Отличный обзор!
Немного в стороне остались неубиваемые холодильники марки Зил и Минск; пылесосы Ракета с функцией подачи воздуха на краскопульт; электрические и газовые бытовые печи; таллинские яхты и бакинские кондиционеры; железнодорожный транспорт и плавсредства на подводных крыльях; да и без крыльев флот в СССР тоже был ничего себе; ничего себе также была осветительная арматура и другая электротехника; мотоциклы МТ; ядерные электростанции и трансформаторы к ним; трактора и комбайны; ножи и ножницы; ковры и хрусталь, которые до сих пор украшают домовладения без серьезной утраты качества; кастрюли, вилки с ложками; водопроводная арматура и отопительные приборы; харьковские насосы... и много чего еще.
amfora
27 авг, 2017 20:45 (UTC)
У нас не было Зилов и Минсков - была Бирюса, ее в Новосибирске выпускали. Но я в любом случае не знаю, как они соотносились с импортными холодильниками того же периода выпуска.

Бытовая печь кстати у меня до сих пор стоит советская.
И все три конфорки до сих пор работают (тьфу-тьфу).

На подводных крыльях кажется называлась Ракета - да, хорошая была посудина, на самолет чем-то похожа. Не знаю только, были подобные за рубежом или нет.

Про мотоциклы ничего не могу сказать, не знаю.

Про ножницы - до сих пор пользуюсь, есть стойкое подозрение, что они сделаны из той же марки стали, что и штык-нож :) характерный цвет и фактура металла на лезвии :) походу оружейная сталь :)
(без темы) - alvleal - 27 авг, 2017 20:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - efrejtor_osvald - 27 авг, 2017 21:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - niko1aeva - 30 авг, 2017 08:08 (UTC) - Развернуть
nenazi_64
27 авг, 2017 19:47 (UTC)
В конце восьмидесятых поляки просто выгребали на Украине телевизоры, холодильники, утюги, проигрыватели, да даже кипятильники. И не для себя, для перепродажи дальше. Так что техника вполне соответствовала своему сегменту цен.
amfora
27 авг, 2017 20:48 (UTC)
Могли еще из-за цветных металлов выгребать.
Но могли и для пользования, некоторые виды техники были вполне конкурентоспособны, даже в конце 80-х. Особенностью советской техники был большой ресурс. Потому что железо не жалели.
vin4enzo_w
27 авг, 2017 19:52 (UTC)
Фотоаппараты "Горизонт" ( панорамные ) говорят, возили в Штаты в конце 80-х , начале 90-х. Магнитофоны - Олимп, Илеть, Союз ( еще по-моему какой то был) - офигенское качество.
amfora
27 авг, 2017 20:50 (UTC)
С Горизонтом не сталкивался. Была еще Смена, кажется питерского ЛОМО. Из мафонов были еще Комета и Нота, но я уже не помню, какой был лучше. Про Вегу точно помню, что считалась ценным приобретением, про остальные уже не могу сказать.
(без темы) - regu_lator - 28 авг, 2017 18:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - santey_tm - 28 авг, 2017 11:22 (UTC) - Развернуть
watneg
27 авг, 2017 20:32 (UTC)
афтор не даганяет

афтор со товарищами все никак не могут понять одну простую весч.
все эти достижения и чудеса советской техники - это не победа социализма и лутшей в мире савецкой власти, это все продукт технологической цивилизации.
той самой западной технологической цивилизации, аналог которой построил гениальный вождь всех советских пролов тов. Сталин за счет деревни и на костях русских крестьян при помощи финансовой накачки интернациональных банкиров, омериканской и германской помощи технологиями, спецами и оборудованием.

пока эта цивилизация развивалась на уровне IV тех. уклада дела у Совдепии шли весьма неплохо.
но как только эта система достигла предела своих возможностей и необходим был переход на новый уровень развития, так и наступил писдец.
элита и советский народ просто не смогли, не осилили задачу перехода на новый уровень, но не потому что они такие тупые и криворукие, а потому, что эта технологическая цивилизация не ваша, чужая.
чужая она для вас и вы для неё чужие.
не потянете вы эту систему, надорветесь, не для вас она, дорогие мои потомки исчезнувших русских крестьян.

только при помощи проклятого Запада вы сможете преодолеть у себя кризис этой вашей копии технологической цивилизации, нужна новая индустриализация, новый высокие технологии.
но Запад отказал этой стране в новых технологиях, перекрыл доступ.
и остается только одно - поставки сырья и Труба.
будущее этой страны - Труба.
xaxexe
27 авг, 2017 20:59 (UTC)
Малыш, ты довольно глуп чтобы рассуждать о технологическом укладе.
(без темы) - watneg - 27 авг, 2017 21:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - xaxexe - 28 авг, 2017 13:07 (UTC) - Развернуть
alvleal
27 авг, 2017 20:47 (UTC)
Если просмотреть журналы "Радио" за 80-е и сравнить "циферки" советской техники и новинок зарубежной (на последней странице печатались), то читатель будет удивлен, советская техника часто обходила западные аналоги.
amfora
27 авг, 2017 21:00 (UTC)
Очень может быть.
(без темы) - alvleal - 27 авг, 2017 21:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alvleal - 28 авг, 2017 09:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sergeyinkharkov - 29 авг, 2017 11:46 (UTC) - Развернуть
efrejtor_osvald
27 авг, 2017 21:11 (UTC)
кассетники были полным говном кроме маяка
а кассеты были даже хуже говна,сраные 60минутки стоили 4рубля,импортные 90минутные кассеты по 9р и 10р50коп
то есть нужно было вьёбывать весь день чтобы купить одну чистую кассету бля
а ещё комуняки спекулировали на джинсах-закупали по 10$,а продавали стаду по 100р в универмагах
amfora
27 авг, 2017 22:16 (UTC)
Фигасе какие вещи вы помните :)

Это конечно было ужасно - 10 рэ за кассету. Удавиться.
Зато теперь можно этих кассет купить сколько угодно :) можно даже не покупать, а на помойке найти :) и джинсы можно купить недорого. Правда радости от них уже никакой. А может быть это как раз потому, что теперь это ничего не стоит?
(без темы) - watneg - 28 авг, 2017 08:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - efrejtor_osvald - 28 авг, 2017 16:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - efrejtor_osvald - 28 авг, 2017 16:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alvleal - 28 авг, 2017 08:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - efrejtor_osvald - 28 авг, 2017 16:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alvleal - 28 авг, 2017 16:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - efrejtor_osvald - 28 авг, 2017 17:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alvleal - 28 авг, 2017 17:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - santey_tm - 28 авг, 2017 11:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - efrejtor_osvald - 28 авг, 2017 16:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_rakovskij - 28 авг, 2017 16:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - efrejtor_osvald - 28 авг, 2017 17:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - efrejtor_osvald - 28 авг, 2017 16:19 (UTC) - Развернуть
dburtsev
27 авг, 2017 21:37 (UTC)
отвечаю
"Если рынок так хорош и ведет к повышению качества продукции за счет конкуренции производителей, тогда почему после ликвидации СССР упало качество продуктов питания?"

Потому, что ликвидация СССР не привела к созданию рыночной экономики. Нынешняя РФ - юридически наследует РСФСР, которая часть СССР.

"Почему советское образование было лучшим в мире, если оно было бесплатным?"

Кто и как мерял?

"И почему, в конце-концов, ралли Дакар выигрывают Камазы, а не Мерседесы"

А работяги предпочитают Мерседесы, т.к. работа отличается от ралли.
amfora
27 авг, 2017 22:22 (UTC)
Re: отвечаю
"Потому, что ликвидация СССР не привела к созданию рыночной экономики. Нынешняя РФ - юридически наследует РСФСР, которая часть СССР."

Вот это феерично!
По-вашему получается, что мы до сих пор живем при советской власти и плановой экономике. Такой дури я давно не встречал в комментариях. Много разного бреда читал, но чтобы вот так - путать понятие правопреемственности с экономической моделью - это какой-то особый вид кретинизма, плохо изученный.

"Кто и как мерял?"

В США принимали советские дипломы.
Весь мир признал качество советского образования.
Только вам забыли сообщить.

"А работяги предпочитают Мерседесы, т.к. работа отличается от ралли."

Почему тогда предприятия Камазы покупают?
Почему на Газелях ездят?

Вам известны вообще такие понятия как цена/качество и стоимость владения?
Re: отвечаю - dburtsev - 28 авг, 2017 00:59 (UTC) - Развернуть
Re: отвечаю - watneg - 28 авг, 2017 08:06 (UTC) - Развернуть
rashport
27 авг, 2017 22:04 (UTC)
Что было, то было. Как-то попался на разборку японский ТВ монитор 1961г. Ничем не отличался от телевизора Рекорд тех лет по качеству монтажа и прочего. В 70- 80 уже было конечно не сравнить качество и дизайн.
amfora
27 авг, 2017 22:26 (UTC)
В плане дизайна в 80-е действительно возник большой разрыв.
Но это как раз из-за отставания в вычислительной технике, потому что запад перешел на компьютерные САПР и начал разрабатывать дизайн с их применением, а в СССР все это отставало лет на десять. Ну и вообще автоматизация начала быстро отставать (по тем же причинам), что очень сказалось.
(без темы) - santey_tm - 28 авг, 2017 16:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - santey_tm - 28 авг, 2017 17:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - santey_tm - 29 авг, 2017 04:50 (UTC) - Развернуть
morguenov
27 авг, 2017 22:25 (UTC)
После падения СССР стало возможным покупать краснодарскую колбасу прямо возле своего дома, в Новороссийске, а не ехать за ней в Москву.
Ассортимент продуктов питания расширился, при падении покупательской способности потребителей, но настоящей конкуренции производств до сих пор нет. Только сейчас наконец-то начали складываться традиции в производстве хотя бы продукции агрокомплекса в резко изменившихся и до сих пор нестабильных условиях.
У нас в России до сих пор нет рыночной экономики, то что сейчас происходит - это нечто похожее на феодализм.
Пока не действуют законы о незаконном обогащении чиновников, пока нет эффективных мер по противодействию торговле вузовскими дипломами, пока нет нормальной законодательной поддержки производящего товары и услуги предпринимательства, гарантий защиты частной собственности, рыночной экономики здесь не будет. До сих пор выгодно не развивать производства, а получив контроль над предприятием, распродавать оттуда все что можно и банкротить его.
В СССР не было бесплатного образования и бесплатного здравоохранения, просто за это все граждане платили задолго до начисления зарплаты, вне зависимости от того, хотели они за это платить или нет. Если вашим внукам или детям не удается получать нормальное образование в России, будьте благодарны вороватым чиновникам, оплачивающим обучение своих детишек в Швейцарии за 8-12 миллионов рублей в год за каждого и срать хотевшим на ваше возмущение окружающей очевидной разрухой на фоне гласно декларируемой стабильности и скрепности.
alvleal
28 авг, 2017 08:28 (UTC)
"за это все граждане платили задолго до начисления зарплаты, вне зависимости от того, хотели они за это платить или нет"
- В СССР платили меньше налогов, сейчас больше.
Сейчас хотим за это платить или нет - платим еще больше :)
Ilya Konenko
27 авг, 2017 22:33 (UTC)
"И почему, в конце-концов, ралли Дакар выигрывают Камазы, а не Мерседесы"
Потому что если вы заглянете в раллийный Камаз, вы не увидите там тех же деталей, что стоят на обычных камазах. И большая их часть - импортного производства, иногда вплоть до двигателя.

alvleal
28 авг, 2017 08:30 (UTC)
И ГАЗики "хлебовозки" с конвейера побеждают в ралли :)
(без темы) - Ilya Konenko - 28 авг, 2017 08:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alvleal - 28 авг, 2017 09:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - Ilya Konenko - 28 авг, 2017 09:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - Ilya Konenko - 28 авг, 2017 09:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alvleal - 28 авг, 2017 10:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - Ilya Konenko - 28 авг, 2017 10:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alvleal - 28 авг, 2017 11:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - Ilya Konenko - 28 авг, 2017 23:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - Ilya Konenko - 28 авг, 2017 23:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alvleal - 29 авг, 2017 10:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - Ilya Konenko - 31 авг, 2017 00:32 (UTC) - Развернуть
alexey_zharikov
27 авг, 2017 23:00 (UTC)
Помню, мне купили велосипед с официальной эмблемой Олимпиады-80 и соответствующей наценкой. И он тут же сломался. Все очень удивились, потому что до 1979 года все считали, что советские велосипеды не ломаются.
volodiam
28 авг, 2017 10:28 (UTC)
советские велосипеды не ломаются.
С 70-х годов качество велосипедов заметно упало. Помню у меня новы начал проворачиваться через полгода, во втулке задней оказалось сырьё. Не удивлюсь, если окажется, что многие проблемы качества того времени были связаны с вредительством.
shortyless
27 авг, 2017 23:33 (UTC)
Ну и почему же тогда советские люди так мечтали купить иностранное авто/барахло/технику/мебель? Так что за копеечное барахло переплачивали в разы беря у фарцовщиков?

"Согласитесь, не совсем равное получается сравнение, когда лучшие образцы продукции из всех капстран вместе взятых сопоставляют с продукцией одного Советского Союза"
- не соглашусь. В странах свободного рынка потребитель мог и может купить все, в том числе и продукцию других стран. В совке - нет, только свое или продукцию стран сэв.
alvleal
28 авг, 2017 08:32 (UTC)
" В совке - нет, только свое или продукцию стран сэв"
- Италия страна СЭВ? (Райфлы по 100руб в сов.торговле)
(без темы) - shortyless - 28 авг, 2017 10:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alvleal - 28 авг, 2017 11:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - shortyless - 28 авг, 2017 11:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alvleal - 28 авг, 2017 12:16 (UTC) - Развернуть
Страница 1 из 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
( 192 комментария — Оставить комментарий )

Календарь

Февраль 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Тэги

Разработано LiveJournal.com