Двенадцать присяжных заседателей, которым предстоит вынести вердикт, виновен или не виновен подсудимый - принять решение, от которого зависит судьба человека и это решение должно быть единственно верным, потому что в случае ошибки либо виновный в тяжком преступлении окажется на свободе, либо наоборот невиновный окажется приговорен к длительному заключению и его жизнь будет сломана...
Такой фильм снял в 2007 году Никита Михалков.
По жанру это психологический триллер с элементами детектива.
В ролях - Маковецкий, Гафт, Ефремов, Стоянов, Гармаш и конечно же сам Михалков, как же без него.
В 2008 году картина получила "Золотого орла" сразу в пяти номинациях. Впрочем, это естественно, потому что снимал Михалков. Было бы странно, если бы российские киноакадемики не наградили самого Михалкова.
В том же году фильм был номинирован на Оскар в категории "лучший фильм на иностранном языке". Правда премию не получил, просто номинировался.
"Двенадцать" демонстрировали на 64-м Венецианском кинофестивале. Однако ничем, кроме демонстрации, этот фильм в Венеции не был удостоен.
Одна из высших наград, полученных Двенадцатью - российская премия "Ника", но даже она была выдана не фильму в целом, а композитору Эдуарду Артемьеву за "лучшую музыку к фильму" и почему-то Сергею Гармашу за "лучшую мужскую роль". Почему наградили именно Гармаша, а не Маковецкого или Гафта - лично для меня загадка. Никогда не считал, что Гармаш играет как-то особенно хорошо и данный фильм на мой взгляд не стал исключением.
В общем и целом, фильм получился... как бы это сказать...
Один раз посмотреть, конечно, можно.
Но при том актерском составе, который был задействован в съемках, да при возможностях Михалкова и его студии, да при режиссерском опыте самого Михалкова... конечно, фильм получился слабоват... мягко говоря...
Если называть вещи своими именами, то Двенадцать Михалкова - это просто унылый бульк.
Поэтому, в отличие от Десяти негритят и Двенадцати стульев, которые вряд ли нуждаются в римейках, потому что переснимать их на современный лад - только портить...
Двенадцать Михалкова переснять просто необходимо!
Но римейк Двенадцати надо делать вовсе не с драками, погонями и прочей "феерией современного кинематографа" - нет, это баловство.
Римейк Двенадцати должен быть примерно таким:
Собираются двенадцать присяжных, которым предстоит вынести решение о виновности подсудимого, которому предъявлено обвинение сразу по нескольким статьям - взятки, хищения, подделка документов, мошенничество, уклонение от уплаты налогов, превышение должностных полномочий, незаконная коммерческая деятельность, а главное - нарушение техники безопасности, повлекшее смерть двух и более лиц...
Знакомый набор, правда?
Но самое главное в другом:
Двенадцать присяжных, которые должны принять решение о виновности подсудимого, оказываются подобраны таким образом, что каждый из них сам грешен в чем-то из предъявленного подсудимому.
Один из присяжных давал кому-то взятки, другой брал, третий вор, четвертый мошенник, пятый уклоняется от уплаты налогов, четвертый в прошлом превышал должностные полномочия, пятый ведет незаконную коммерческую деятельность, шестой однажды нарушил технику безопасности, из-за чего пострадали люди... и так все двенадцать - каждый виновен в чем-то из того, что предъявлено подсудимому.
И вот они начинают совещаться.
Сперва все склоняются к тому, чтобы признать подсудимого виновным, потому что в целом его вина не вызывает сомнений и доказательств - вагон и тележка.
Однако когда начинают разбирать обвинение по пунктам, по эпизодам - один за другим принимаются оправдывать подсудимого, потому что сами совершали то, что ему предъявляется.
Нет, они не признаются в этом открыто, но по каждому пункту обвинений двое или трое из присяжных начинают с пеной у рта доказывать остальным, что вина по данному пункту не доказана, доказательная база слабовата, обвинение сфабриковано и так далее и тому подобное.
Сначала все горячо спорят, но по мере того как разбирают список обвинений - каждый на том или ином пункте встает на защиту подсудимого.
И постепенно оказывается, что каждый по тому или иному пункту обвинений стоит на позиции невиновности, недоказанности вины, недостаточности доказательной базы. Хотя истинная причина, конечно же, не в доказательствах, а в том, что они сами виновны в том, что предъявлено подсудимому.
И в конечном итоге, как вы наверное уже догадались, присяжные выносят по всем пунктам оправдательный приговор.
Согласитесь, это был бы намного более актуальный, остросоциальный и вызывающий самые бурные эмоции фильм.
Это и был бы настоящий психологический триллер!
Присяжные, которые сами виновны в том, в чем обвиняется подсудимый, которые оправдывают его, потому что тем самым оправдывают сами себя и поэтому готовы спорить до хрипоты, брызгая слюной, с глазами навыкат - не потому, что они так переживают за судьбу подсудимого или так болеют за торжество правосудия, а потому, что их самих касаются эти обвинения, потому что они сами виновны и знают это, потому что представляют на месте подсудимого самих себя - вот психологический триллер, каким он должен быть!
И сыграть все это - вот задачка для актеров!
Задачка сыграть судью, который зачитывает ТАКОЙ приговор.
И сыграть прокурора, который слышит ТАКОЙ приговор - минутная роль, которая может быть вообще без слов, но при этом может стать лучшей ролью второго плана, кадром всего фильма, а может быть и больше - сценой, соперничающей с "к нам едет ревизор"...
Сыграть адвоката, довольного собой до такой степени, что его лицо может иллюстрировать само слово "тщеславие" - адвоката, который светится так, будто он только что защитил самого дьявола...
Сыграть подсудимого, который был убежден, что его сейчас осудят по всем пунктам, потому что доказательств вагон и тележка, но его оправдывают - полностью, с освобождением в зале суда...
Вот это были бы Двенадцать - фильм, который не оставил бы равнодушным никого. Возможно даже за океаном.
Жаль только, что никто не снимет...
Скорее снимут какой-нибудь сериал про двенадцать негритят с драками, погонями на автомобилях, бензопилой и крокодилами, нежели новые Двенадцать, в которых присяжные оправдывают подсудимого, потому что сами виновны...
Впрочем, кто его знает - может быть эту мою заметку однажды прочитает какой-нибудь смелый режиссер - если не сейчас, то когда-нибудь потом...
Journal information