Alex Rusin aka amfora (amfora) wrote,
Alex Rusin aka amfora
amfora

Category:

Воевать сложно

"Военное дело просто и вполне доступно здравому уму человека. Но воевать сложно." - так сказал Карл фон Клаузевиц. А он в этом деле понимал.

Воевать действительно сложно. И главная сложность в войне - это противник. Не будь противника - это была бы не война, а банальный тир. Учения по применению вооружения.



Но на войне есть противник. И противник тоже хочет победить.

Если противник по каким-то причинам не хочет победить или теряет всякую надежду - он сдается. Но пока противник не сдался - он продолжает оказывать сопротивление. И продолжает рассчитывать на победу, если даже не во всей войне, то хотя бы в отдельно взятом сражении. И делает все возможное для того, чтобы эту победу добыть. В крайнем случае - нанести максимальный урон, чтобы не так обидно было проигрывать.

Спецоперация ВС РФ на территории Украины - только называется спецоперацией, на самом деле это уже полноценная война.


Поэтому к ней в полной мере применимо все, сказанное выше. И много чего еще, в чем и заключается военное дело - простое и доступное, но одновременно с этим довольно сложное, как верно заметил Клаузевиц.

И противником России в данной войне является не только украинская армия и боевики ВФУ, которые сами по себе тоже противник совсем не простой - противник, который много лет готовился к войне.

Противником России является еще и НАТО, потому что Альянс оказывает непосредственную поддержку ВСУ/ВФУ - и не только поставками современного вооружения, но и управлением боевыми группами. Передает разведданные, осуществляет целеуказание.

Как и в годы Второй мировой, в эту войну с Россией так или иначе вовлечена вся Европа. При этом США и Британия, в отличие от Второй мировой, являются уже не нашими союзниками, а нашими противниками.

Украина - это ударная армия Запада в войне против России. Армия, которую Запад долгие годы готовил и вооружал, а сейчас управляет ей, координирует, обеспечивает разведданными.

Особенно важно учитывать, что именно НАТО осуществляет управление украинскими подразделениями. Это принципиально важно.

В армии, особенно на войне, управление - самая важная составляющая. Армия без управления - это просто вооруженный колхоз, способный в лучшем случае на партизанщину, да и то партизанское движение без координации неэффективно.

Именно управление делает из кучки вооруженных людей боевое подразделение, способное вести боевые действия и решать боевые задачи.

Эффективное управление делает из кучки вооруженных людей эффективное подразделение. Неэффективное управление делает подразделение неэффективным.

Это кажется банальным, так же как и слова Клаузевица о том, что воевать сложно - но в этом и состоит война.

Война в своей основе банальна. Вам нужно банально победить. Для этого нужно банально маневрировать и лишать маневра противника. Банально атаковать. Банально пресекать контратаки и банально строить оборону. Банально уничтожать или разоружать противника. Все очень банально.

И противник занимается такими же банальными вещами. И вот кто эти банальные вещи сделает лучше, кто превратит множество отдельных банальных действий в успешную тактику и стратегию - тот и победит.

Война похожа на шахматы. Хотя скорее наоборот - шахматы похожи на войну. Как и шахматы, война тоже состоит из отдельных ходов отдельными фигурами. Только на шахматной доске 64 клетки и по 16 фигур с каждой стороны. А на войне - по пятьсот солдат и офицеров в каждом батальоне и десятки батальонов. И практически бесконечное количество позиций, которые эти солдаты и офицеры могут занимать на поле боя, имеющем кроме всего прочего свой рельеф, который при умелом использовании может дать одному солдату преимущество сразу над целым взводом противника.

Даже если рассматривать не всю местность, а только укрепленные позиции и удобные для организации обороны места - их намного больше, чем 64 клетки в шахматах. Сотни. Тысячи.

Вот и считайте, что сложнее и где больше комбинаций - в шахматах, где 64 клетки и 32 фигуры на двоих или на войне, хотя бы в масштабе действия двух БТГ с общей численностью 1000 бойцов и сотней укрепленных огневых позиций.

Поэтому воевать сложно. Это не шахматы, где сгреб фигуры с доски, бросил в лицо противнику и ушел. И ничего тебе не будет. Просто не позовут играть второй раз и только, велика беда.

На войне даже если хочется встать и уйти - это не всегда легко осуществить. А главное - нельзя уйти без далеко идущих последствий.

И противник это понимает. Поэтому даже оказываясь в явно невыгодной ситуации, продолжает оказывать сопротивление, пока есть надежда хотя бы как-то улучшить свое положение и ухудшить положение врага. Чтобы если даже проиграть, то не слишком крупно. И постараться нанести врагу максимальный ущерб. Громко хлопнуть дверью, уходя в Вальгаллу. А то может быть удастся еще и к ничьей свести. Или создать патовую ситуацию. А там, глядишь, противник зевнет и все может измениться.

Война - это не шахматы. Как ни записывай ходы, если зевнул и противник забрал твою фигуру - взывать к совести и показывать на записи в блокноте бесполезно. Кто смел - то и съел. Кто зевнул - тому увы.

И это тоже часть войны. Война характерна тем, что кто-нибудь из ста тысяч солдат и офицеров обязательно зевнет. И не раз.

Человеческий фактор - с ним ничего не сделаешь. Человеку свойственно ошибаться. И еще моргать. И зевать. И временами даже спать, почти каждую ночь.

И если зевнул солдат - увы для самого солдата и его подразделения. Если зевнул офицер - увы для всего подразделения и возможно даже для целого батальона.

А если зевнул генерал...

А генералы тоже люди. Особенно когда генералов много. Когда один генерал понадеялся на другого, другой на третьего, когда они о чем-то не договорились или договорились, но неправильно друг друга поняли. Или просто не успели о чем-то договориться.

Вот поэтому воевать действительно сложно.

Особенно в современной войне, в которой применяется современное вооружение. Где стоит только зевнуть и прилетает целому крейсеру.

Современная война не сводится к действиям пехоты, лучников и кавалерии. В современной войне на каждый танк есть десяток гранатометов, на каждый вертолет дюжина ПЗРК, на каждого гранатометчика есть снайпер. На каждого снайпера артиллерист, на каждого артиллериста минометчик, а на каждого минометчика танк. И множество разных комбинаций, сочетаний и перестановок всех этих сил и еще десяток других.

Вот поэтому и не получилось сходу взять Харьков.

Поэтому не получается быстрее освободить Мариуполь.

Поэтому не получилось за месяц разгромить хорошо укрепленную группировку ВСУ/ВФУ в Донбассе, численность которой всего вдвое меньше, чем все задействованные в спецоперации силы ВС РФ. А для плотного окружения требуется хотя бы двукратное превосходство.

Поэтому пришлось отводить войска от Киева и перебрасывать их на восточное направление.

По этой же причине к концу второго месяца спецоперации, а точнее войны - от противника продолжает что-то прилетать. И противник продолжает интенсивно стрелять.

Противник продолжает сопротивляться и наносить свои удары. Иногда совсем не там, где этого ждали. Потому что это противник. Он ищет варианты. Ищет и время от времени находит.

Потому что невозможно на каждом метре линии фронта или государственной границы поставить по солдату, а через каждые десять метров танк. И прикрыть их всех артиллерией, а всю артиллерию авиацией.

Когда длина линии фронта больше тысячи километров, а вместе с границей - все три тысячи, а в операции (то есть войне) задействовано 200 тысяч - обеспечить "двойную сплошную", которую противник не сможет пересечь, физически невозможно.

В этой войне у России нет десятикратного перевеса на театре военных действий. Десятикратный перевес есть только в воздухе и средствах ПВО. И сейчас наверное уже в танках.

Но одними только воздушными ударами и танками победить в такой войне нельзя, потому что основные боевые действия ведутся в городской черте, где противник к тому же прикрывается местным населением, которое нужно беречь.

А в пехоте у России нет перевеса, даже наоборот - перевес в численности войск на стороне противника.

Со стороны России в спецоперации принимает участие около 200 тысяч военнослужащих, вместе с НМ ЛДНР участвует до 300 тысяч (скорее наверное 250). Численность ВСУ к началу операции составляла 280 тысяч, а вместе с ВФУ (нацбатальоны, нацгвардия, тероборона) и мобилизованными - до 600 тысяч.

Именно поэтому операция идет не так быстро, как хотелось бы некоторым. И не обходится без потерь.

Когда невозможно на всей линии фронта создать "двойную сплошную" и у противника сохраняется численный перевес - на первый план выходит искусство маневрирования. Война становится маневренной.

А в маневренной войне особое значение приобретает искусство управления подразделениями. Качество управления. И особую роль играют разведданные, потому что хорошая разведка дает возможность осуществить маневр, к которому противник в данный конкретный момент не готов.

И здесь снова нужно вспомнить, что против России в этой войне действует не только ВСУ/ВФУ, но и НАТО.

Именно НАТО обеспечивает ВСУ/ВФУ разведданными и осуществляет стратегическое управление. А возможно также и тактическое.

Поэтому в самом важном для данной войны компоненте - в управлении войсками, в управлении маневром подразделений - противником России является не Украина, не Киев, а весь блок НАТО. Вся объединенная Европа вместе с США, со всеми их разведками, штабами, со всеми генералами.

А непосредственно на поле боя - противниками ВС РФ и НМ ЛДНР являются боевики, многие из которых 8 лет готовились к этой войне, с участием тех же инструкторов НАТО. И к тому же получали боевой опыт в ходе т.н. АТО.

Поэтому оценивать эффективность действий ВС РФ в ходе спецоперации (читай войны) нужно не с позиций "ой, на Украине до сих пор взлетают самолеты и вертолеты, какой кошмар", "ой, два месяца не можем освободить Донбасс, топчемся на месте", "ой, украинская армия обстреляла погранпереход, какие же бараны в генштабе", "ой, подбили крейсер, это катастрофа".

Оценивать эффективность действий ВС РФ нужно с позиций выполнения поставленных задач в условиях, когда России противостоит вторая по численности армия Европы. За спиной которой стоит командование и разведка НАТО, то есть всей Европы и США. Со всей их системой управления, связью, средствами разведки и системами планирования, что в маневренной войне при дефиците ресурса на большой территории становится особенно важным.

Оценивать нужно с позиций, когда 200-300 тысяч бойцов ВС РФ и НМ ЛДНР ведут боевые действия против 300-600 тысяч бойцов ВСУ/ВФУ.

И при этом за неполные два месяца операции (то есть войны) уничтожено от 50% до 90% военной техники ВСУ по разным категориям, то есть примерно на 3/4 выполнена задача демилитаризации. Уничтожено до 50 тысяч боевиков из наиболее боеспособных националистических подразделений, то есть примерно на 1/4 выполнена задача денацификации ВСУ/ВФУ. Практически освобожден Мариуполь (крупнейший из оккупированных городов Донбасса). И еще решена масса более локальных, но тоже очень важных задач - освобождение и защита Херсона, Изюма, Каховки, АЭС, захват материалов по биолабораториям и др.

А то, что противник не обратился в бегство после первых ударов, продолжает сопротивление и наносит ответные удары, порой довольно неприятные, как это случилось сегодня с РК Москва (хотя что именно с ним случилось - пока нет точных сведений) - это естественно.

Это естественно, потому что противник тоже хочет победить или хотя бы решить локальные задачи по нанесению России максимального ущерба.

Киев продолжает надеяться на поддержку Запада и получает эту поддержку - пусть не в таком объеме, как хотел бы, но получает. И поэтому не спешит сдаваться.

Запад продолжает гнать Украину на войну, старательно поддерживая уверенность Киева в том, что они совместными усилиями вынудят Россию отступить, а значит проиграть.

Киев в свою очередь продолжает поддерживать уверенность у подразделений ВСУ/ВФУ в том, что помощь на подходе, надо продержаться еще немного, враг будет разбит, героям будет слава, а павшим вечная слава.

Поэтому противник не теряет надежды на итоговый успех и не спешит сдаваться. И наносит удары, где может. И было бы странно, если бы вторая армия Европы при поддержке всей остальной Европы не смогла бы этого делать.

Это война. Хоть она и называется спецоперацией.

Может быть поначалу это и планировалось именно как спецоперация, но теперь это уже полноценная война.

И это давно уже не блицкриг.

Это серьезная и достаточно большая война. Особенно если учесть ее информационную и экономическую составляющую. Если учесть контекст войны Запада с Россией.

Это большая война - не за Донбасс, даже не за Украину - война за всю Россию, за русский народ, за его право на дальнейшее существование.

Большая война России с Западом, которая пока идет только на территории Украины и хорошо если ограничится данной территорией.

Но учитывая весь масштаб войны, ее контекст и цели, если учесть ставки в этой войне - это война не меньшей значимости, чем, к примеру, Крымская 1853-1856. Не меньшей значимости, чем Бородинская битва.

По значимости эту войну можно сравнивать даже со Второй мировой, потому что в конечном итоге это тоже война за миропорядок, за будущее России в новом миропорядке.

По существу это уже Третья мировая, во всяком случае ее составляющая. Или даже четвертая, смотря как считать.

Поэтому было бы странно, если бы противник в войне с такими серьезными целями и такими высокими ставками прекратил сопротивление уже на второй месяц. Тем более если бы он сдался со словами "ну не получилось и не получилось, не очень-то и хотелось".

В том-то и дело, что Западу, а именно он конечный противник России в этой войне - очень хочется. Хочется как никогда.

Запад очень хочет победить. И будет делать все для победы. Если не на Украине, то в целом. А Украину для достижения конечной победы Запад готов пускать в расход "до последнего украинца".

Поэтому в данной войне не может быть легко и просто.

Это серьезная война с серьезными целями и опасным противником.

А война - такое дело, которое просто и вполне доступно здравому уму человека, но при всем при этом воевать - сложно.

Tags: Война, Европа, Россия, США, Украина
Subscribe

Posts from This Journal “Война” Tag

  • Звездные войны наяву

    Новая статья " Звездные войны наяву" размещена в журнале по новому адресу Также её можно прочитать в Телеграм, Дзене и ВК

  • Провал политики США

    Новая статья " Провал политики США" размещена в журнале по новому адресу Также её можно прочитать в Телеграм, Дзене и ВК

  • О событиях в Израиле и секторе Газа

    Публикации о событиях в Израиле и секторе Газа в журнале по новому адресу Израиль. Застали врасплох? Что позволено Израилю... Могут ли евреи...…

  • Покажите мне тот сортир...

    Новая статья " Покажите мне тот сортир" размещена в журнале по новому адресу Также её можно прочитать в Телеграм, Дзене и ВК

  • Почему не на фронте?

    Новая статья " Почему не на фронте?" размещена в журнале по новому адресу Также её можно прочитать в Телеграм, Дзене и ВК

  • Однажды мы победим...

    Новая статья " Однажды мы победим" размещена в журнале по новому адресу Также её можно прочитать в Телеграм, Дзене и ВК

promo amfora october 25, 2022 12:05 1
Buy for 50 tokens
Все публикации дублируются в Телеграм-канал: t.me/amforism, Дзен и ВКонтакте На Дзен выкладываются полные версии. Дзен полностью дублирует ЖЖ начиная с 2022 года. На Телеграм-канале выкладываются сокращенные версии публикаций со ссылками на полные версии в ЖЖ. Рекомендую подписываться всем,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments